Интенция | Все о философии

02.04.2009 - СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632-1677)

Нидерландский философ-натуралист, внесший значительный вклад в этику и социальную философию, один из крупнейших рационалистов XVII в.

titleСПИНОЗА, БЕНЕДИКТ (Spinoza, Benedictus; португ. Bento Despinoza, с религиозным именем Барух) (1632–1677), или Барух д'Эспиноза, нидерландский философ-натуралист, внесший значительный вклад в этику и социальную философию, один из крупнейших рационалистов XVII в.

Родился в Амстердаме 24 ноября 1632. в купеческой семье. Родители были еврейскими эмигрантами, переселившимися из Португалии (их фамилия звучала на португальский лад «Эспиноса») и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма.

Принадлежал к еврейской общине Амстердама. Учился в местном религиозном семиклассном училище, где хорошо усвоил еврейский язык, тексты Священного Писания и идеи средневековых - преимущественно еврейских и арабских - философов. Высшего класса училища, из которого выходили и раввины, Спиноза не окончил, поскольку отцу его нужен 6ыл помощник в ведении торговых дел.

После смерти отца (1654) Спиноза еще некоторое время продолжал заниматься ставшимся ему по наследству делом. Одновременно он завязал множество научных и дружеских связей вне еврейской общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви (левых нидерландских республиканцев, а также английских радикальных сектантов, спасавшихся в Амстердаме от диктатуры Кромвеля). Спиноза организовал в Амстердаме небольшой философский кружок единомышленников, который посещали его друзья — молодой купец Ярих Иеллес и амстердамские врачи Шуллер и Meйер.

Большое влияние на Спинозу оказал его наставник в латинском языке ван ден Энден, последователь Ванини, антимонархист и сторонник демократических преобразований, а также У.Акоста - представитель европейского вольномыслия. В это же время Спиноза в совершенстве овладел латинским языком, который позволил ему углубить знание философии и науки и на котором он писал свои произведения (он даже стал именоваться в латинизированной транскрипции – Бенедиктом).

Его нарастающее отчуждение от общины закончилось в 1656г. «великим отлучением и проклятием» ("херем") от иудаизма за «страшное ложное учение» - увлечение светскими науками и современной философией, в т.ч. за еретические взгляды (в основном касавшиеся христианства – община опасалась ухудшения отношений с властями).

Спасаясь от преследований со стороны руководителей еврейской общины, а также амстердамского магистрата, Спиноза в 1660 был вынужден покинуть Амстердам и перебрался на несколько лет в деревушку Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал поддерживать связи с кружком коллегиантов – религиозного братства, позднее объединившегося с меннонитами. Отказавшись от большей части отцовского наследия в пользу сестры, зарабатывал на жизнь изготовлением и шлифовкой линз для очков, микроскопов и телескопов, а также частными уроками; в последующие годы его доход пополнялся скромной пенсией, которая выплачивалась двумя знатными покровителями. Благодаря этому он вел независимый образ жизни и мог позволить себе занятия философией и переписку с ведущими учеными того времени. Вокруг него сложился кружок единомышленников и почитателей, преимущественно из христианских сектантов, тянувшихся к философии.





Из Рейнсбурга он переселился в Ворбург – селение вблизи Гааги, а с 1669 до своей смерти 21 февраля 1677 жил в самой Гааге, в резиденции нидерландского правительства республиканцев, возглавлявшегося талантливым политиком и ученым Яном де Виттом. В 1673 ему было предложено место профессора на кафедре философии в Гейдельбергском университете, однако Спиноза отказался от предложения, сославшись на враждебное отношение к нему со стороны официальной церкви. В 1676 г. Спинозу посетил 30-летний Готфрид Лейбниц, считавшийся тогда одним из самых знаменитых философов-рационалистов. Между ними состоялись продолжительные беседы.


Всю жизнь Спиноза страдал от болезни легких.

Предпоследний год жизни оказался немилосердным для философа. Казалось, что из судьбы вырвалась вся злоба, которую она долгое время бессильно (а может быть, коварно щадя) таила против Спинозы. У него началась скоротечная чахотка, обострённая вдыханием в легкие стеклянной пыли во время полирования линз.

Умер ученый в ужасающей бедности, лежа на голой деревянной кровати в крошечной комнатке, обобранный чуть ли не до нитки своими же собственными сестрами. Чувствуя, что конец его близок, Спиноза позвал хозяйку и попросил ее позаботиться о том, чтобы никакой священник не был допущен к его смертному одру. Он поступил так потому, что боялся проявить слабость в последние непроизвольные минуты жизни и дать повод противникам своим извлечь выгоду из его уступок своим принципам.


Сохранился портрет Спинозы, написанный анонимным художником. Но наиболее интересно образ Спинозы передан русским скульптором М. М. Антокольским (1843 - 1902). Более 10 лет, с 1872 по 1883 г., продолжалась работа: были и бесчисленные эскизы, и лепка головы философа в натуральную величину, и поездка Антокольского в Амстердам, чтобы «заглянуть в ту среду, откуда вышел Спиноза, и подышать тамошним воздухом». Любопытна была и задача, поставленная перед скульптором заказчиком Г. Гинцбургом: выявить внутреннюю жизнь философа, изобразив его в состоянии покоя. Статуя передаёт сложный духовный мир Спинозы. Психологическое состояние показывается главным образом через индивидуально-характерную трактовку лица и рук. Именно лицу, его выражению, а также форме рук уделено чрезвычайное внимание. В образе Спинозы преобладают грустная задумчивость, усталость, тихое внутреннее страдание.


При жизни ученый смог издать только два произведения — «Основы философии Декарта» (Renati Des Cartes principiorum philosophiae... Amst., 1663) и «Богословско-политический трактат».

Но первым его произведением был «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье» (написанный на латинском языке, он дошел до нас лишь в голландском переводе — «Korte Verhandeling van God, de Mensch en deszelfs welstand»); а также «Трактат об усовершенствовании интеллекта», «Этика», «Политический трактат» (Tractatuspoliticus..., не окончен). Все названные произведения (за исключением опасного тогда «Богословско-политического трактата» и «Трактата о Боге, человеке и его счастье», обнаруженного лишь в 19 в.) вместе с частью философски весьма важной его переписки были изданы друзьями в его «Посмертных произведениях» (Opera posthuma. Amst., 1677) и вскоре были запрещены голландским правительством.


Главными произведениями Спинозы считаются:


Богословско-политический трактат (Tractatus Theologico-Politicus), опубликованный анонимно в Амстердаме в 1670, и Этика (Ethica), начатая в 1663 и законченная в 1675, но изданная только в 1677 на латинском языке в книге Посмертные произведения (Opera Posthuma) вместе с незаконченными трактатами о научном методе (Трактат об усовершенствовании разума, Tractatus de Emendatiae Intellectus), о политической теории (Tractatus Politicus), грамматикой древнееврейского языка (Compendium Grammatices Linguae Hebraeae) и письмами.

Единственной книгой, изданной при жизни Спинозы и под его именем, был труд Начала философии Рене Декарта, части I и II, доказанные геометрическим способом (Renati des Cartes Principiorum Philosophiae Pars I et II, More Geometrico Demonstratae, per Benedictum de Spinoza, 1663).



Годы жизни Спинозы совпали с началом эпохи Нового времени. В своем творчестве он осуществил синтез научных идей эпохи Возрождения с греческой, стоической, неоплатонической и схоластической философией. Одна из трудностей, с которыми сталкиваются исследователи, пытающиеся осмыслить идеи его самой известной работы – Этики, состоит в том, что Спиноза часто использует схоластические термины в совершенно другом, не принятом в схоластике смысле. Поэтому, чтобы понять настоящий смысл этого труда, необходимо учитывать существенно новые научные и онтологические предпосылки, на которые опирался философ.

Главной сферой интересов Спинозы является философская антропология, исследование человека в его отношении к обществу и всему мирозданию. Оригинальность его идей заключалась в попытке распространить «коперниканскую революцию» на сферы метафизики, психологии, этики и политики. Иначе говоря, Спиноза рассматривал природу в целом и человеческую природу в частности объективно и беспристрастно – так, как если бы это были геометрические проблемы, и пытался по возможности исключить по-человечески понятное стремление принимать желаемое за действительное, например, предполагать существование целей или конечных причин в природе. «Геометрический способ», которым изложена Этика, – не что иное, как попытка избежать обвинений в пристрастии к определенным взглядам. Следуя Джордано Бруно, Спиноза рассматривал космос не как конечную, но как бесконечную систему и придерживался гелиоцентрической, а не геоцентрической гипотезы, принятой в схоластике. Природа, согласно Спинозе, является причиной самой себя (causa sui). Спиноза считал человека частью природного порядка, а не каким-то особым творением, не подчиняющимся универсальным законам природы. Бог – это динамический принцип, имманентный природе в целом (natura naturans, порождающая природа), а не некий трансцендентный творец природного порядка. В качестве динамического принципа спинозовский Бог, в сущности, является безличностным Богом науки – Богом, который выступает объектом «интеллектуальной любви» (amor Dei intellectualis), но, в отличие от библейского Бога, не отвечает взаимностью на человеческую любовь и не особенно заботится о благополучии подопечных ему индивидов. То, что Спиноза сказал о Боге, до него не говорил никто. Или не додумались бы, или побоялись...:

«В природе Бога не имеют места ни ум, ни воля. Из высочайшего могущества Бога, иными словами, из бесконечной природы его необходимо и всегда всё следует — бесконечное в бесконечном многообразии — точно так же, как из природы треугольника от вечности до вечности следует, что три угла его равны двум прямым. Поэтому всемогущество Бога от вечности было действующим (актуально) и навеки останется в той же самой действенности (актуальности)».

Отталкиваясь от декартовского дуализма, Спиноза выдвинул теорию параллелизма тела и сознания, согласно которой сознание, подобно телу, также подчиняется определенным законам. В отличие от Декарта, Спиноза рассматривал «протяжение» и «мышление» как атрибуты единой субстанции. Он считал сознание неким «духовным автоматом», подчиняющимся собственным необходимым законам, точно так же как тело подчиняется законам движения. Кроме того, Спиноза наряду с Гоббсом одним из первых применил закон инерции Галилея к психологии и этике, высказав мысль о том, что по природе вещей всякая форма жизни стремится пребывать в своем существовании и сохранять его до бесконечности, пока не сталкивается с препятствием в виде некоторой превосходящей силы. Введение Спинозой понятия о первичности стремления (conatus) к самосохранению – впоследствии разработанного Дарвином с эволюционно-биологической точки зрения – означало полный разрыв с теорией схоластов, считавших, что все природные формы направлены к заранее заданным целям, или конечным причинам, и что человеческая природа существует ради некой трансцендентной, сверхприродной цели.



В Этике Спиноза пытается построить психологию эмоций как динамических сил, подчиняющихся законам, которые могут быть логически выведены из трех первичных аффектов или эмоций, а именно удовольствия (радости), неудовольствия (печали) и желания. Идея Спинозы о том, что эмоциональная жизнь подчиняется некой логике, а эмоции – не просто иррациональные силы или болезни, которые должны быть каким-то образом подавлены или преодолены, нашла признание только после возникновения психоанализа.
В этике оригинальность Спинозы проявилась в переоценке им традиционных моральных ценностей – факт, впоследствии признанный Ф.Ницше, – и истолковании добродетели как состояния свободы. Моральная теория Спинозы натуралистична и апеллирует к миру сему, она противостоит религиозному трансцендентализму, утверждающему, что земная жизнь есть лишь приуготовление к жизни загробной. Не печаль и чувство греха или вины, но радость и спокойствие духа суть главные мотивы спинозовской философии жизни. Во всей его психологической и этической теории центральную роль играет идея о том, что мы должны познать человеческую природу, чтобы научиться ею управлять (идея, которую Ф.Бэкон высказывал в отношении всей природы в целом).
В учении Спинозы этика и религия взаимосвязаны. Его философия жизни представляет собой классическую для Нового времени попытку построить рациональную, универсальную систему, обходящуюся без сверхприродных санкций и какого-либо обращения к библейскому откровению. Такой подход сделал взгляды Спинозы особенно привлекательными для людей науки, например Эйнштейна, поэтов – Гёте и Вордсворта, искавших единения с природой, и многих свободомыслящих людей, не принимавших догматизма и нетерпимости официальной теологии. Взгляды Спинозы оказали огромное влияние на развитие философской мысли Нового времени, в частности, на немецкую классическую философию.
Спинозу иногда называют философом барокко. Характерное для искусства барокко напряженное единство самых разнообразных элементов отличает и философскую систему Спинозы. В ней нашли свое преломление идеи античных философов, критически переосмыслены философемы средневековых мыслителей, философов-гуманистов эпохи Возрождения.
Важную роль сыграл диалог Спинозы с произведениями Декарта, в меньшей мере — с произведениями его старшего современника Гоббса. Философскую конструкцию Спинозы невозможно уяснить и без идей бурно развивавшегося в ту эпоху экспериментального и математического естествознания.
Из двух фундаментальных гносеологических направлений, сложившихся в 17 в., эмпиризма и рационализма, Спиноза стал убежденным поборником второго. Осознавая элементарную, жизненную необходимость опыта, он невысоко ценил его познавательное значение: «беспорядочный опыт» способен устанавливать лишь поверхностные особенности «единичных вещей», чтобы элементарно ориентировать среди них человека.
Не намного выше его и абстрактное знание, неразрывно связанное со словом, оперирующее нестрогими, более или менее случайными обобщениями, свойственными схоластической философии и обычно называемыми универсалиями. Принципиально отличны от них «общие понятия», которыми оперирует математика (с этой высокой оценкой математики связано и применение Спинозой геометрического метода при изложении проблем метафизики).




Вершина интеллектуального познания человека, тесно связана с этими общими понятиями (notiones communes), — это интуиция, знаменующая высшее напряжение познавательных сил и способная поднять человека до предельных глубин бытия. Отрицая понимание Бога как внеприродной личности, характерное для иудео-христианской традиции, а также для деизма, Спиноза исходил из древнего пантеистического отождествления Бога с целостностью природы; его формула — «Бог, или субстанция, или природа», которая есть причина самой себя (causa sui). Если бесчисленные единичные вещи познаются опытным и абстрактным знанием, необходимым для повседневной человеческой жизни и осуществляющимся в конкретном времени («длительности-duratio), то божественная субстанция, совпадающая с интеллектуально постигаемой природой в ее целостности, существует вне времени, ей принадлежит определяющее свойство вечности (aeternitas).

Труднейшая проблема метафизики Спинозы состоит в согласовании извечности Бога-субстанции-природы с миром временных, конкретных единичных вешей. Считая, что актуально бесконечный, безличный абсолют обладает бесчисленным множеством атрибутов, Спиноза выделяет два известных нам атрибута субстанции, которые проявляются в мире природы и человека — это протяженность (пространственность) и мышление.
Первый из атрибутов — материя, истолкованная, как и у Декарта, сугубо механистически. Другой атрибут субстанции — это главным образом человеческое мышление. Единичные же вещи, постигаемые чувственно-абстрактным родом знания, становятся модусами — единичными проявлениями субстанции. Будучи разумно-интуитивным родом знания, они познаются с точки зрения вечности (sub specie aeternitatis), и в этом проявляется познавательная любовь к Богу (amor Dei
intellectualis). Связующими звеньями между миром модусов и двумя атрибутами субстанции являются бесконечные модусы — движение и покой в атрибуте протяженности и бесконечный интеллект в атрибуте мышления. Субстанция вместе со своими атрибутами и бесконечными модусами выступает как порождающая, производящая природа (natura naturans), а мир модусов как их единичных проявлений — как природа порожденная (natura naturata).
Все без исключения единичные вещи-модусы связаны железной цепью причинной обусловленности. Механистический детерминизм Спинозы в его доньютоновской форме отождествляет причинность с необходимостью и исключает случайность, трактуемую как беспричинность.
Случайность — только иллюзия, порождаемая чувственно-абстрактным родом знания единичных вещей, взаимодействующих во времени, и она становится извечной необходимостью для мыслителя, способного на пути разумно-интуитивного знания подняться до осознания мировой связи всех вещей с атрибутами субстанции, когда единичные вещи мыслятся уже как необходимые модусы.
Исключение случайностей устраняет и многочисленные представления о чудесах, которыми было переполнено тогда массовое религиозное сознание: чудо, согласно Спинозе, есть чистый абсурд.
Универсальная детерминация всего сущего распространяется и на человека, в котором перекрещиваются оба атрибута единой субстанции. Психофизическая проблема взаимодействия телесного и духовного в человеке, занимавшая огромное место в антропологии Декарта, решалась Спинозой в духе монистического параллелизма.
Чувственно-абстрактное знание рождает в душе человека аффекты-страсти, которыми скованы все его действия и которые делают его игрушкой вещей. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли - иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие. Только умудренное меньшинство, способное на путях разумно-интуитивного знания подняться до осознания мировой связи всех причин с единой субстанцией, постигает необходимость всех своих поступков, и это позволяет таким мудрецам превратить их аффекты-страсти в аффекты-действия и обрести тем самым подлинную свободу.




Если свобода нашей воли — только иллюзия, порождаемая неадекватными чувственно-абстрактными идеями, то истинная свобода — «свободная необходимость» — возможна лишь для того, кто достигает адекватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью.


Концепция свободы Спинозы легла в основу его этики. В ее обосновании очевидно воздействие традиций эпикуреизма и в особенности стоицизма. Бессмертие души возможно лишь в переносном смысле, поскольку разумно-интуитивный компонент человеческого сознания выражает логическую структуру бытия (в силу одной из теорем «Этики», согласно которой «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»). Индивидуальное бессмертие, немыслимое без чувственной стороны человеческого существа, совершенно невозможно. Но столь высокая мораль — достояние немногих «свободных людей», мудрецов, способных преодолеть свои низменные аффекты-страсти и подняться до вершин разумно-интуитивного знания. Подавляющее же большинство людей неспособно вырваться из пучины своих страстей. В этой связи автор «Политического трактата» критически анализирует современное ему общество, разъедаемое индивидуализмом своекорыстных интересов. В таком обществе «пороки будут, доколе будут люди». Для совершенствования общества необходимо «не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а познавать» (Политический трак-

тат // Соч. в 2 т. Т. 2. Гл. 1, 2, 4. - М., 1957. - С. 288). Моральное улучшение общества все же возможно и во многом зависит от искусства законодателей.


Важным фактором моральной жизни общества является религия, глубоко исследованная в «Богословско-политическом трактате». Исследовав Ветхий, а не Новый завет, Спиноза считал, что Христос, в историчности которого он не сомневался, в отличие от ветхозаветных пророков постиг истину в ее адекватной, чисто интеллектуальной форме, хотя и не мог в этой форме проповедовать ее народу. Исходившие из клерикальных кругов обвинения в атеизме, который фактически отождествлялся тогда с аморализмом, Спиноза решительно отвергал. Был убежден, что подлинная религия тождественна наивысшей моральности, ибо в основе их лежит максимально достоверное знание. «Между религией и суеверием, — писал он в письме № 73 от ноября-декабря 1675, — я признаю главным образом то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия — мудрость».

Однако многие противники спинозизма в 17—18 вв. трактовали его как образец атеизма. Идеи «Богословско - политического трактата» действительно оказали большое воздействие на формирование антиклерикального свободомыслия в Западной Европе и особенно во Франции в 17—18 вв. Гегель развивал рационалистический панлогизм Спинозы. Вначале учение Спинозы не нашло большого отклика. В результате спора Ф. Г. Якоби с М. Мендельсоном о спинозизме Лессинга интерес к нему стал всеобщим. Благодаря Гердеру и Гёте спинозизм стал пользоваться большим почетом. Натуралистический пантеизм Спинозы был воспринят и углублен немецкими философами 18 — начала19 вв., особенно Шеллингом.

Многогранность спинозизма получила в дальнейшем самые различные интерпретации. Французский историк религии и философии Э. Ренан, русский философ В. С. Соловьев и немецкий исследователь К. Гебхардт доказывали, что Спиноза произвел религиозную революцию, направленную против догматических вероисповеданий. Близок к подобным взглядам был и А. Эйнштейн, назвавший Спинозу выдающимся творцом и героем «космической религиозности». Советские историки философии, опираясь на Г. В. Плеханова, утверждавшего, что понятие Бога у Спинозы — только «теологический привесок», доказывали, что он был материалистом и атеистом.

Библиография

Сочинения:


«Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», 1658 -1660.


I Латинский оригинал этого самого раннего произведения Спинозы утерян. Составленное в 1658 -1660 гг., оно было впервые опубликовано лишь в 1862 г.;


«Этика» (главное произведение С.) / Ethica ordine geometrico demonstrata, 1677, нем. изд. 1744, 1976 (Kröners Taschenausgabe, Bd. 24) (рус. пер.: Этика, 1886, 1892, 1933 и др.).


Написана на лат. яз. в 1662 – 1675, но издать его Спинозе не удалось. По легенде, Спиноза в «Этике» первоначально употребил слово «природа», а не «Бог», но по предложению своего друга Людовика Мейера (1630 - 1681) все таки заменил первоначальный вариант. По построению сочинение сходно с учебником геометрии. Каждая из пяти частей состоит из определений, аксиом и постулатов, теорем и лемм, короллариев (выводов) и схолий (пояснений) и т. д.

Впервые изд. в 1677 в кн.: «Opera posthuma» и одновременно в голл. пер. под назв. «Zedekunst». Лат. текст оригинала многократно переиздан. Одно из лучших изд.— Hagae, 1905.

Имеются переводы: на нем. яз. (1868, 1875; 5 Aufl. 1893 и др., лучший — 1955); англ. яз. (1883, 1884, 1949, 1951); франц. яз. (1842, в кн.: Oeuvres, t. 2: 1861, там же, t. 3; 1872, там же, t. 3; 1909); исп. яз. (1913, 1920. 1940); итал. яз. (1914, 1928, 1938, 1941); болг. яя. (1955); польск. яз. (1914); чешек, яз. (1925); венг.яз. (1918, 1952); тур. яз. (1934); иврит (1885); идиш (1923).

На рус. яз. имеются два перевода: В. И. Модестова (1886, 4 изд. 1904) и Н, А. Иванцова (1892, 2 изд. 1911; переизд. 1932, 1933 с предисл. А. Топоркова, и в 1957 в 1 т. «Избранных произведений»);


«Трактат об усовершенствовании разума» / Tractatus de intellectus emendatione, 1677 (рус. пер.: Трактат об усовершенствовании разума, 1899, 1914, 1934).


Раннее произведение С.- содержит в основном взгляды С. на теорию познания. Вероятно, должен был послужить введением к «Этике».

Труд этот, написанный на лат. яз. ок. 1661, остался незаконченным; он был подготовлен к печати и опубликован после смерти Спинозы в 1677 в однотомнике «Opera posthuma» под назв. «Tractatus de emendatiae intellectus».

Переведен на голл. яз. (1677, 1897); франц. яз. (1842, в кн.: Oeuvres, t. 2; 1861, там же, t. 3; 1937); англ. яз. (1895); чешек, яз. (1925, в кн.: Spisy filosoficke"); идиш (1932, в кн.: И. Шатцкий, Спиноза бух); рус. яз. (1893, пер. Г. Полинковского; 1914, введ. и прим. В. Н. Половцовой; 1934, пер. Я. М. Боровского, вступ. ст. и прим. Г. С. Тымянского. Этот же перевод вошел в 1 т. «Избранных произведений»).


«Основы философии Рене Декарта», 1663.

Финансирование издания этого текста осуществил Иеллес.

Это единственное произведение Спинозы, вышедшее при его жизни под его именем;


Tractatus theologico-politicus, 1670 (рус. пер.: Богословско-политический трактат, 1906, 1935).

Издание вышло анонимно, с ложно обозначенным местом издания (Гамбург вместо Амстердама);


Tractatus politicus, 1677 (рус. пер.: Политический трактат, 1910). Произведение не окончено.


Собр. соч.:

Opera quotquot reperta sunt. - 2 Vol., 1882-1883; 4 Vol., 1914;

Opera / С. Gebhardt. – Bd. 1-4. - Hdlb., 1925, 1973;

Correspondence. - N.Y., 1928;

Samtliche Werke. 7 Bd, 1945-1978;

Oeuvres complétes. - P., 1954;

Oeuvres. T.1-3. - P., 1964 - 65;

Избранные произведения: В 2 т. – М., 1957;

Философские произведения: В 2 т. - М., 1998.

Переписка Спинозы насчитывает 86 писем (49 писем его собственных и 37 писем к нему).

Т. van der Werf, H. Siebrand, С. Westerveen. A Spinoza Bibliography 1971—1983. - Leiden, 1984.

Литература:

Фишер К. История новой философии. Т. 2: Спиноза, его жизнь, сочинения и учение /пер. с нем. - СПб., 1906;

Введенский А. И. Об атеизме в философии Спинозы // Вопросы философии и психологии. – 1897. - Кн. 37;

Соловьевев. С. Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы) // Вопросы философии и психологии. – 1897. - Кн. 38;

Половцева В. Н. К методологии изучения философии Спинозы // Вопросы философии и психологии. –1913, кн. 118;

Робинсон Л. Метафизика Спинозы. - СПБ, 1913;

Кечекьян С. Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. - М., 1914;

Шилкарский В. С. О панлогизме у Спинозы. - М., 1914;

Луначарский А. В. От Спинозы до Маркса. - М. 1925;

Быховский Б. Психофизическая проблема в учении Спинозы // Труды Белорусского гос. ун-та. – 1927. - №14-15;

Асмус В. Ф.Диалектика необходимости и свободы в этике Спинозы // ПЗМ. – 1927. - № 2-3;

Брушлинский В. К. Спинозовская субстанция и конечные вещи // ПЗМ. – 1927. - № 2-3;

Деборин А. М. Спинозизм и марксизм // Летописи марксизма. – 1927. - Кн.3;

Быховский Б. Э. Был ли Спиноза материалистом. - Минск, 1928;

Деборин А. М. Мировоззрение Спинозы // Очерки по истории материализма 17-18 в. - М.- Л., 1930;

Деборин А. М. Б. Спиноза // Очерки по истории материализма 17-18 в. - М.- Л., 1930;

Маньковский Л.А. Спиноза и материализм. - М.-Л., 1930;

Луппол И. К. Философская система Спинозы // Историко-философские этюды. - М.- Л.. 1935;

Мильнер Я. А. Б. Спиноза. - М., 1940;

Беленький М.С. Спиноза. - М., 1964;

Соколов В. В. Философия Спинозы и современность. - М., 1964;

Коников И. А. Философско-этические воззрения Спинозы // Проблемы этики. - М., 1964;

Коников И. А. Материализм Спинозы. - М., 1971;

Avenarius R. Über die beiden ersten Phasen des Spinozischen Pantheismus und das Verhaltnis der zweiten zur dritten Phase. - Lpz., 1868;

Joel M. Spinoza's theologisch-politischer Traktat auf seine Quellen gepruft. - Breslau, 1870;

Joel M. Zur Genesis der Lehre Spinoza's mil besonderer Berücksichtigung des kurzen Tractats «Von Gott, dem Menschen und dessen Glückseligkeit». - Breslau, 1871;

Freudenthal J. Spinoza und die Scholastik // Philosophische Aufsätze. E. Zeller zu seinem fünfzigjälmgen Doctor Jubilaum gewidmet. - Lpz., 1887;

Grunwald M. Spinoza in Deutschland. - В., 1897;

Die Lebensgeschichte Spinozas. In Quellenschriften, Urkunden und nichtamtlichen Nach-richten, hrsg. von J. Freudenthal, Lpz., 1899;

Couchoud P. L. Benoit de Spinoza, - P., 1902;

Meinsma K. О. Spinoza und sein Kreis. - В., 1909;

Lebensbeschreibungen und Gëspraehe, übertragen // hrsg. von K. Gebhardt. - Lpz., 1914;

Сamerer Th. Die Lehre Spinoza's. - 2 Aufl. - Stuttg., 1914;

Delbos V. Le Spinozisme. - P., 1916;

Die Hauptschriften zum Pantheismusstreit zwischen F. H. Jacobi und M. Mendelsohn //hrsg. von H. Scholz. - В., 1916;

К. Stumpf. S.-Studien, 1919;

H. Höffding. S. s Ethik, 1924;

Chronicon Spinozanum. T.1-5. - Hague comitis, 1921- 27;

Spinoza. 1897- 1922 // hrsg. von W. Meijer. - Hdlb.- Amst., 1922. - (Bibliotheca Spinozana. T. 1);

Сhmaj L. De Spinoza a Bracia Polscy. - Kr., 1924;

Roth L. Spinoza, Descartes and Maimonides. - Oxf., 1924;

Freudenthal U., Gebhardt С. Spinozas Lebenund Lehre. Bd.l-2. - Hdlb., 1927;

Gebhardt C. Spinoza. Vier Reden. - Hdlb., 1927;

Spinoza - Literatur...-Verzeiclmis. - W., 1927;

Gebhardt C. Spinoza. - Lpz., 1932;

Vaz DiasA. M. Spinoza, Mercator und Autodidactus. - Gr., 1932;

Dunin-Borkowski S. Spinoza nach dreihundert Jahren. - В.—Bonn, 1932;

Dunin-Borkowski S. Spinoza. Bd 2/ - Munster, 1933;

Rivand A. Documents inédits sur la vie de Spinoza // Revue de métaphysique et de morale. - 1934. - année 41. - № 2;

Frances M. Spinoza dans les pays néerlandais de la seconde moitié du 17 siécle. - P., 1937;

Kayser R. Spinoza. Portrait of a spiritual hero. - N.Y., [1946];

K. Fischer. S. s Leben, Werk und Lehre, 1946;

G. Friedmann. Leibniz et S. - Paris, 1946;

Sérouya H., Spinoza. Sa vie, sa philosophie. – P., 1947;

Wolfson H. A. The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent processes of his reasoning. V.l-2. - 2 ed. - Cambr. (Mass.), 1948;

S. J. P. Siwek. S. et le panthéisme religieux. - Paris, 1950;

Saw R. L. The vindication of metaphysics. A study in the philosophy of Spinoza. - L., 1951; Brunschvieg L. Spinoza et ses contemporains. - P., 1951;

D. Runes (ed.). S.-Dictionary. - New York, 1951;

Roth L. Spinoza. - L., 1954;

Verniére P. Spinoza et la pensée francaise avant la révolution. Pt.1-2. - P., 1954;

Hampshire S. Spinoza. - L., [1954];

Hallet H. F. B. de Spinoza. - L., 1957;

H. M. Wolff. S. s Ethik - Eine kritische Einf., 1958;

Kołakowski L. Jednostka i nieskończoność. Wolność i antynomie wolnośći w Hlozofii Spinozy, Warsz., 1958;

Feuer L. S. Spinoza and the rise of liberalism. - Boston, [1958];

Revah I. S. Spinoza et le dr. Juan de Prado. - P.-La Haye, 1959;

Spinoza dreihundert Jahre Ewigkeit, Spinoza-Festschrift. 1632- 1932 / hrsg. von S. Hessing. - 2 Aufl. - Haag, 1962;

Alain E. A. C. Spinoza. - P., 1965;

Zac S. Spinoza et 1'interprétation de I'écriture. - P., 1965$

W. Cramer. S. s Philos. des Absoluten, 1966;

H. Steffen. Recht und Staat im System S. s, 1968;

E. Giancotti-Boscherini. Lexicon spinozanum. - Den Haag, 1970;

W. S. Wurzer. Nietzsche und S., 1975;

H. Stolte, L. Sonntag (Hgg.).S. in neuer Sicht, 1977;

K. Jaspers. S., 1978;

H. G. Hubbeling. S., 1978;

F. Wiemann. B. d. S. - Eine Einf., 1982;

K. Gründer, W. Schmidt-Biggemann (Hgg.). S. in der Frühzeit seiner religiösen Wirkung, 1984;

Studia spinozana. An International and Interdisciplinary series / ed. W. N. A. Klever, P.-Fr. Moreau, M. Walhter, L. Jovel. Vol. 1-9. - Hannover, 1985-93.

G. Deleuze. S. Paris, 1987, dt. 1988;

Y. Yovel. S. and other Heretics. T. I-II. - Princeton, 1989 и др.





Высказывания


Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги.

Блаженство - не награда за добродетель, но сама добродетель.

Все прекрасное так же трудно, как и редко.

Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть.

Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью.

Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием.

Истина - пробный камень самой себе и лжи.

Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно.

Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.

...Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.

Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.

Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

Всякое определение есть ограничение.

Невежество не есть аргумент.

Природа и боги сумасбродствуют не менее людей.

Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.

Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием.

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

Не плакать, не смеяться, а понимать

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

Понимание - начало согласия.

В желании выражается сущность человека.

Незнание - не довод. Невежество - не аргумент.

Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

Ссылка на авторитет не есть довод.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле.

Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре.

Прекрасное трудно.

Война - осуществление естественного права, которым сильнейший пользуется для господства над слабейшим.

Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.

Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным.

Счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести.

Всякое определение есть ограничение.

Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.

Лучше беседовать с человеком о его свободе, чем о его рабстве.

Как свет обнаруживает и самого i и окружающую тьму, так и истин! есть мерило и самой себя, и лжи.

Конечно, для людей было бы гораздо лучше, если бы во власти человека одинаково было как молчать, так говорить. Но опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее

находится во власти людей.

Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.

Наши страсти не в нашей власти. Мы различным способом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и судьбе.

Всякое определение есть ограничение.

Если бы с человеческой природой дело обстояло таким образом, что люди жили бы по предписанию разума и не уклонялись бы в сторону, то право природы, поскольку оно рассматривается как свойственное человеческому роду, определялось бы одной мощью разума. Но люди скорее следуют руководству слепого желания, чем разума...

Философы смотрят на... аффекты как на пороки, в которые люди впадают

по своей вине. Поэтому они имеют обыкновение высмеивать их, порицать или клясть (последним занимаются те, кто не прочь надеть личину святости). Превознося, таким образом, на все лады ту человеческую природу, которой нигде нет, и позоря ту, которая существует на самом деле, они убеждены, что предаются самому возвышенному делу и достигают вершины мудрости. Ибо людей они берут не такими, каковы те суть, а какими они хотели бы их видеть.

Бог дал нам ограниченный разум и неограниченную волю, однако так, что мы не знаем, ради какой цели он нас создал.

Человеческие поступки и стремления я рассматриваю точно так, как если бы речь шла о линиях, поверхностях и телах.

Немало разницы между удовольствием, которым увлекается, например, пьяница, и удовольствием, которым обладает философ...

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Наказание нечестивцев так же предопределено божественным решением, как заложено Богом в нас истребление ядовитых змей, которые тоже грешат по своей природе и не могут иначе.

Понимание — начало согласия.

Мы деятельны, лишь поскольку мы познаём.

Для человека нет ничего полезнее человека.

Невежество не есть аргумент.

Лучше беседовать с человеком о его свободе, чем о его рабстве.

Тот, кто хочет всё регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их...

Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву; иными словами — человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.

В природе нигде не существует должного: есть только необходимое.

Всякое чудо есть не более чем чистый абсурд.

Не следует воображать природу до того ограниченной, что такая ее часть, как человек, и. есть самая главная ее часть.

Субстанция не может быть делима. Части материи — которая повсюду одна и та же — различаются только модально, а не реально. Так, например, мы представляем, что вода, поскольку она есть вода, делится и ее части отделяются друг от друга. Но это невозможно для нее, поскольку она есть телесная субстанция: вода как вода возникает и исчезает, а как субстанция она не возникает и не исчезает.

Тот, кто ищет истинных причин чудес и старается смотреть на естественные вещи как ученый, а не удивляться им как глупец, того повсюду считают и провозглашают еретиком и нечестивцем те, перед кем толпа (vulgus) преклоняется как перед истолкователями природы и богов. Они ведь знают, что при уничтожении невежества уничтожается также и изумление, т. е. единственное доступное для них средство для доказательства и охранения их авторитета.

Иные думают, что Бог есть свободная причина, потому что Он может, по их мнению, сделать так, чтобы то, что вытекает из его природы, т. е. находится в его власти, не происходило, иными словами, не производилось бы им. Но это то же самое, как если бы они сказали, что Бог может сделать так, чтобы из природы треугольника не вытекало равенство трех углов его двум прямым или чтобы из данной причины не следовало следствие; а это нелепо.

Между верой, или богословием, и философией нет никакой связи или никакого родства. Цель философии - истина, вера же требует только повиновения и благочестия. Основание философии - природа, база же веры - Священное Писание и Откровения.

В желании выражается сущность человека.

Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других. Солдат, например, при виде следов коня на песке, тотчас переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а отсюда — к мысли о войне и т. д.

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определённое дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

Редко бывает, чтобы люди жили по руководству разума; напротив, всё у них сложилось таким образом, что они бывают большей частью ненавистны и тягостны друг для друга.

Мысленно обращаясь к политике, я не имел в виду высказать что-либо новое или неслыханное, но лишь доказать верными и неоспоримыми доводами или вывести из самого строя человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой. И для того, чтобы относящееся к этой науке исследовать с тою же свободе духа, с какой мы относимся обыкновенно к предметам математики, я постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать.

Всё то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной и робкой души, не представляло.

Non indignari, non admirari, sed intellegere — лат. Не негодовать, не удивляться, но понимать.

Истинное счастье и блаженство человека состоят только в мудрости и познании истины.

Во мне... треволнения не возбуждают ни смеха, ни даже слез, ни тем более J ненависти, но побуждают меня к философствованию и к более обстоятельному наблюдению над человеческой природой.

Раскаяние — это вторая ошибка.

Sub specie aeternitatis — лат. Смотри на всё с точки зрения вечности.

Источники биографии и библиографии:

Азарх Л., Соколов В. Спиноза [Текст] / Л. Азарх, В. Соколов // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.5.: Сигнальные системы– Яшты / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 112-115;

Соколов В. В. Спиноза [Текст] / В. В. Соколов // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.3.: Н – С / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2001. – С.621-622;

Спиноза [Текст] // Философский словарь: основан Г. Шмидтом /пер. с нем.; под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А. Малинина. – 22-е, новое, переработ. изд. – М: Республика, 2003. – С.422;

Шуман А. Н. Спиноза[Текст] / А. Н. Шуман // Новейший философский словарь – Мн.: Книжный дом, 2003. – С. 986. – (Мир энциклопедий);

Спиноза [Текст] // Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Эксмо, 2004. – С.672-676.

Источник высказываний: Спиноза [Текст] // Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Эксмо, 2004. – С.674-676;


Теги: Спиноза, философия спинозы, Биография Спинозы, спиноза этика


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Filosof&op=view&id=4