|
СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632-1677) |
---|
Нидерландский философ-натуралист, внесший значительный вклад в этику и социальную философию, один из крупнейших рационалистов XVII в.
СПИНОЗА, БЕНЕДИКТ (Spinoza, Benedictus; португ. Bento Despinoza, с религиозным именем Барух) (1632–1677), или Барух д'Эспиноза, нидерландский философ-натуралист, внесший значительный вклад в этику и социальную философию, один из крупнейших рационалистов XVII в.
Родился в Амстердаме 24 ноября 1632. в купеческой семье. Родители были еврейскими эмигрантами, переселившимися из Португалии (их фамилия звучала на португальский лад «Эспиноса») и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма.
Принадлежал к еврейской общине Амстердама. Учился в местном религиозном семиклассном училище, где хорошо усвоил еврейский язык, тексты Священного Писания и идеи средневековых - преимущественно еврейских и арабских - философов. Высшего класса училища, из которого выходили и раввины, Спиноза не окончил, поскольку отцу его нужен 6ыл помощник в ведении торговых дел.
После смерти отца (1654) Спиноза еще некоторое время продолжал заниматься ставшимся ему по наследству делом. Одновременно он завязал множество научных и дружеских связей вне еврейской общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви (левых нидерландских республиканцев, а также английских радикальных сектантов, спасавшихся в Амстердаме от диктатуры Кромвеля). Спиноза организовал в Амстердаме небольшой философский кружок единомышленников, который посещали его друзья — молодой купец Ярих Иеллес и амстердамские врачи Шуллер и Meйер.
Большое влияние на Спинозу оказал его наставник в латинском языке ван ден Энден, последователь Ванини, антимонархист и сторонник демократических преобразований, а также У.Акоста - представитель европейского вольномыслия. В это же время Спиноза в совершенстве овладел латинским языком, который позволил ему углубить знание философии и науки и на котором он писал свои произведения (он даже стал именоваться в латинизированной транскрипции – Бенедиктом).
Его нарастающее отчуждение от общины закончилось в 1656г. «великим отлучением и проклятием» ("херем") от иудаизма за «страшное ложное учение» - увлечение светскими науками и современной философией, в т.ч. за еретические взгляды (в основном касавшиеся христианства – община опасалась ухудшения отношений с властями).
Спасаясь от преследований со стороны руководителей еврейской общины, а также амстердамского магистрата, Спиноза в 1660 был вынужден покинуть Амстердам и перебрался на несколько лет в деревушку Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал поддерживать связи с кружком коллегиантов – религиозного братства, позднее объединившегося с меннонитами. Отказавшись от большей части отцовского наследия в пользу сестры, зарабатывал на жизнь изготовлением и шлифовкой линз для очков, микроскопов и телескопов, а также частными уроками; в последующие годы его доход пополнялся скромной пенсией, которая выплачивалась двумя знатными покровителями. Благодаря этому он вел независимый образ жизни и мог позволить себе занятия философией и переписку с ведущими учеными того времени. Вокруг него сложился кружок единомышленников и почитателей, преимущественно из христианских сектантов, тянувшихся к философии.
| Разместил: Sanin Дата: 02.04.2009 Прочитано: 43307 | | |
|
|
Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице1 2 3 4 5 6 7 >> |
|
Дополнительно по данной категории | 19.10.2009 - СУХРАВАРДИ Шихаб ад-Дин Йахиа, ас (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран — 1191, Алеппо) | | 16.10.2009 - СФЕР (Sfairoz) Боспорский (3 в. до н. э.) | | 16.10.2009 - СЭТ (Seth) Эндрю (1850, Эдинбург — 1931, там же) | | 16.10.2009 - СЮН ШИЛИ (Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэн) (1885, Хуанпу, провинция Хубэй — 23 мая 1968, Шанхай) | | 16.10.2009 - СЮНЬ-ЦЗЫ (Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин) (ок. 313— 238 до н. э.) |
|
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|