|
СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632-1677) |
---|
Если свобода нашей воли — только иллюзия, порождаемая неадекватными чувственно-абстрактными идеями, то истинная свобода — «свободная необходимость» — возможна лишь для того, кто достигает адекватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью.
Концепция свободы Спинозы легла в основу его этики. В ее обосновании очевидно воздействие традиций эпикуреизма и в особенности стоицизма. Бессмертие души возможно лишь в переносном смысле, поскольку разумно-интуитивный компонент человеческого сознания выражает логическую структуру бытия (в силу одной из теорем «Этики», согласно которой «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»). Индивидуальное бессмертие, немыслимое без чувственной стороны человеческого существа, совершенно невозможно. Но столь высокая мораль — достояние немногих «свободных людей», мудрецов, способных преодолеть свои низменные аффекты-страсти и подняться до вершин разумно-интуитивного знания. Подавляющее же большинство людей неспособно вырваться из пучины своих страстей. В этой связи автор «Политического трактата» критически анализирует современное ему общество, разъедаемое индивидуализмом своекорыстных интересов. В таком обществе «пороки будут, доколе будут люди». Для совершенствования общества необходимо «не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а познавать» (Политический трак-
тат // Соч. в 2 т. Т. 2. Гл. 1, 2, 4. - М., 1957. - С. 288). Моральное улучшение общества все же возможно и во многом зависит от искусства законодателей.
Важным фактором моральной жизни общества является религия, глубоко исследованная в «Богословско-политическом трактате». Исследовав Ветхий, а не Новый завет, Спиноза считал, что Христос, в историчности которого он не сомневался, в отличие от ветхозаветных пророков постиг истину в ее адекватной, чисто интеллектуальной форме, хотя и не мог в этой форме проповедовать ее народу. Исходившие из клерикальных кругов обвинения в атеизме, который фактически отождествлялся тогда с аморализмом, Спиноза решительно отвергал. Был убежден, что подлинная религия тождественна наивысшей моральности, ибо в основе их лежит максимально достоверное знание. «Между религией и суеверием, — писал он в письме № 73 от ноября-декабря 1675, — я признаю главным образом то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия — мудрость».
Однако многие противники спинозизма в 17—18 вв. трактовали его как образец атеизма. Идеи «Богословско - политического трактата» действительно оказали большое воздействие на формирование антиклерикального свободомыслия в Западной Европе и особенно во Франции в 17—18 вв. Гегель развивал рационалистический панлогизм Спинозы. Вначале учение Спинозы не нашло большого отклика. В результате спора Ф. Г. Якоби с М. Мендельсоном о спинозизме Лессинга интерес к нему стал всеобщим. Благодаря Гердеру и Гёте спинозизм стал пользоваться большим почетом. Натуралистический пантеизм Спинозы был воспринят и углублен немецкими философами 18 — начала19 вв., особенно Шеллингом.
Многогранность спинозизма получила в дальнейшем самые различные интерпретации. Французский историк религии и философии Э. Ренан, русский философ В. С. Соловьев и немецкий исследователь К. Гебхардт доказывали, что Спиноза произвел религиозную революцию, направленную против догматических вероисповеданий. Близок к подобным взглядам был и А. Эйнштейн, назвавший Спинозу выдающимся творцом и героем «космической религиозности». Советские историки философии, опираясь на Г. В. Плеханова, утверждавшего, что понятие Бога у Спинозы — только «теологический привесок», доказывали, что он был материалистом и атеистом.
Библиография
Сочинения:
«Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», 1658 -1660.
I Латинский оригинал этого самого раннего произведения Спинозы утерян. Составленное в 1658 -1660 гг., оно было впервые опубликовано лишь в 1862 г.;
«Этика» (главное произведение С.) / Ethica ordine geometrico demonstrata, 1677, нем. изд. 1744, 1976 (Kröners Taschenausgabe, Bd. 24) (рус. пер.: Этика, 1886, 1892, 1933 и др.).
Написана на лат. яз. в 1662 – 1675, но издать его Спинозе не удалось. По легенде, Спиноза в «Этике» первоначально употребил слово «природа», а не «Бог», но по предложению своего друга Людовика Мейера (1630 - 1681) все таки заменил первоначальный вариант. По построению сочинение сходно с учебником геометрии. Каждая из пяти частей состоит из определений, аксиом и постулатов, теорем и лемм, короллариев (выводов) и схолий (пояснений) и т. д.
Впервые изд. в 1677 в кн.: «Opera posthuma» и одновременно в голл. пер. под назв. «Zedekunst». Лат. текст оригинала многократно переиздан. Одно из лучших изд.— Hagae, 1905.
Имеются переводы: на нем. яз. (1868, 1875; 5 Aufl. 1893 и др., лучший — 1955); англ. яз. (1883, 1884, 1949, 1951); франц. яз. (1842, в кн.: Oeuvres, t. 2: 1861, там же, t. 3; 1872, там же, t. 3; 1909); исп. яз. (1913, 1920. 1940); итал. яз. (1914, 1928, 1938, 1941); болг. яя. (1955); польск. яз. (1914); чешек, яз. (1925); венг.яз. (1918, 1952); тур. яз. (1934); иврит (1885); идиш (1923).
На рус. яз. имеются два перевода: В. И. Модестова (1886, 4 изд. 1904) и Н, А. Иванцова (1892, 2 изд. 1911; переизд. 1932, 1933 с предисл. А. Топоркова, и в 1957 в 1 т. «Избранных произведений»);
«Трактат об усовершенствовании разума» / Tractatus de intellectus emendatione, 1677 (рус. пер.: Трактат об усовершенствовании разума, 1899, 1914, 1934).
Раннее произведение С.- содержит в основном взгляды С. на теорию познания. Вероятно, должен был послужить введением к «Этике».
Труд этот, написанный на лат. яз. ок. 1661, остался незаконченным; он был подготовлен к печати и опубликован после смерти Спинозы в 1677 в однотомнике «Opera posthuma» под назв. «Tractatus de emendatiae intellectus».
Переведен на голл. яз. (1677, 1897); франц. яз. (1842, в кн.: Oeuvres, t. 2; 1861, там же, t. 3; 1937); англ. яз. (1895); чешек, яз. (1925, в кн.: Spisy filosoficke"); идиш (1932, в кн.: И. Шатцкий, Спиноза бух); рус. яз. (1893, пер. Г. Полинковского; 1914, введ. и прим. В. Н. Половцовой; 1934, пер. Я. М. Боровского, вступ. ст. и прим. Г. С. Тымянского. Этот же перевод вошел в 1 т. «Избранных произведений»).
«Основы философии Рене Декарта», 1663.
Финансирование издания этого текста осуществил Иеллес.
Это единственное произведение Спинозы, вышедшее при его жизни под его именем;
Tractatus theologico-politicus, 1670 (рус. пер.: Богословско-политический трактат, 1906, 1935).
Издание вышло анонимно, с ложно обозначенным местом издания (Гамбург вместо Амстердама);
Tractatus politicus, 1677 (рус. пер.: Политический трактат, 1910). Произведение не окончено.
Собр. соч.:
Opera quotquot reperta sunt. - 2 Vol., 1882-1883; 4 Vol., 1914;
Opera / С. Gebhardt. – Bd. 1-4. - Hdlb., 1925, 1973;
Correspondence. - N.Y., 1928;
Samtliche Werke. 7 Bd, 1945-1978;
Oeuvres complétes. - P., 1954;
Oeuvres. T.1-3. - P., 1964 - 65;
Избранные произведения: В 2 т. – М., 1957;
Философские произведения: В 2 т. - М., 1998.
Переписка Спинозы насчитывает 86 писем (49 писем его собственных и 37 писем к нему).
Т. van der Werf, H. Siebrand, С. Westerveen. A Spinoza Bibliography 1971—1983. - Leiden, 1984.
Литература:
Фишер К. История новой философии. Т. 2: Спиноза, его жизнь, сочинения и учение /пер. с нем. - СПб., 1906;
Введенский А. И. Об атеизме в философии Спинозы // Вопросы философии и психологии. – 1897. - Кн. 37;
Соловьевев. С. Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы) // Вопросы философии и психологии. – 1897. - Кн. 38;
Половцева В. Н. К методологии изучения философии Спинозы // Вопросы философии и психологии. –1913, кн. 118;
Робинсон Л. Метафизика Спинозы. - СПБ, 1913;
Кечекьян С. Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. - М., 1914;
Шилкарский В. С. О панлогизме у Спинозы. - М., 1914;
Луначарский А. В. От Спинозы до Маркса. - М. 1925;
Быховский Б. Психофизическая проблема в учении Спинозы // Труды Белорусского гос. ун-та. – 1927. - №14-15;
Асмус В. Ф.Диалектика необходимости и свободы в этике Спинозы // ПЗМ. – 1927. - № 2-3;
Брушлинский В. К. Спинозовская субстанция и конечные вещи // ПЗМ. – 1927. - № 2-3;
Деборин А. М. Спинозизм и марксизм // Летописи марксизма. – 1927. - Кн.3;
Быховский Б. Э. Был ли Спиноза материалистом. - Минск, 1928;
Деборин А. М. Мировоззрение Спинозы // Очерки по истории материализма 17-18 в. - М.- Л., 1930;
Деборин А. М. Б. Спиноза // Очерки по истории материализма 17-18 в. - М.- Л., 1930;
Маньковский Л.А. Спиноза и материализм. - М.-Л., 1930;
Луппол И. К. Философская система Спинозы // Историко-философские этюды. - М.- Л.. 1935;
Мильнер Я. А. Б. Спиноза. - М., 1940;
Беленький М.С. Спиноза. - М., 1964;
Соколов В. В. Философия Спинозы и современность. - М., 1964;
Коников И. А. Философско-этические воззрения Спинозы // Проблемы этики. - М., 1964;
Коников И. А. Материализм Спинозы. - М., 1971;
Avenarius R. Über die beiden ersten Phasen des Spinozischen Pantheismus und das Verhaltnis der zweiten zur dritten Phase. - Lpz., 1868;
Joel M. Spinoza's theologisch-politischer Traktat auf seine Quellen gepruft. - Breslau, 1870;
Joel M. Zur Genesis der Lehre Spinoza's mil besonderer Berücksichtigung des kurzen Tractats «Von Gott, dem Menschen und dessen Glückseligkeit». - Breslau, 1871;
Freudenthal J. Spinoza und die Scholastik // Philosophische Aufsätze. E. Zeller zu seinem fünfzigjälmgen Doctor Jubilaum gewidmet. - Lpz., 1887;
Grunwald M. Spinoza in Deutschland. - В., 1897;
Die Lebensgeschichte Spinozas. In Quellenschriften, Urkunden und nichtamtlichen Nach-richten, hrsg. von J. Freudenthal, Lpz., 1899;
Couchoud P. L. Benoit de Spinoza, - P., 1902;
Meinsma K. О. Spinoza und sein Kreis. - В., 1909;
Lebensbeschreibungen und Gëspraehe, übertragen // hrsg. von K. Gebhardt. - Lpz., 1914;
Сamerer Th. Die Lehre Spinoza's. - 2 Aufl. - Stuttg., 1914;
Delbos V. Le Spinozisme. - P., 1916;
Die Hauptschriften zum Pantheismusstreit zwischen F. H. Jacobi und M. Mendelsohn //hrsg. von H. Scholz. - В., 1916;
К. Stumpf. S.-Studien, 1919;
H. Höffding. S. s Ethik, 1924;
Chronicon Spinozanum. T.1-5. - Hague comitis, 1921- 27;
Spinoza. 1897- 1922 // hrsg. von W. Meijer. - Hdlb.- Amst., 1922. - (Bibliotheca Spinozana. T. 1);
Сhmaj L. De Spinoza a Bracia Polscy. - Kr., 1924;
Roth L. Spinoza, Descartes and Maimonides. - Oxf., 1924;
Freudenthal U., Gebhardt С. Spinozas Lebenund Lehre. Bd.l-2. - Hdlb., 1927;
Gebhardt C. Spinoza. Vier Reden. - Hdlb., 1927;
Spinoza - Literatur...-Verzeiclmis. - W., 1927;
Gebhardt C. Spinoza. - Lpz., 1932;
Vaz DiasA. M. Spinoza, Mercator und Autodidactus. - Gr., 1932;
Dunin-Borkowski S. Spinoza nach dreihundert Jahren. - В.—Bonn, 1932;
Dunin-Borkowski S. Spinoza. Bd 2/ - Munster, 1933;
Rivand A. Documents inédits sur la vie de Spinoza // Revue de métaphysique et de morale. - 1934. - année 41. - № 2;
Frances M. Spinoza dans les pays néerlandais de la seconde moitié du 17 siécle. - P., 1937;
Kayser R. Spinoza. Portrait of a spiritual hero. - N.Y., [1946];
K. Fischer. S. s Leben, Werk und Lehre, 1946;
G. Friedmann. Leibniz et S. - Paris, 1946;
Sérouya H., Spinoza. Sa vie, sa philosophie. – P., 1947;
Wolfson H. A. The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent processes of his reasoning. V.l-2. - 2 ed. - Cambr. (Mass.), 1948;
S. J. P. Siwek. S. et le panthéisme religieux. - Paris, 1950;
Saw R. L. The vindication of metaphysics. A study in the philosophy of Spinoza. - L., 1951; Brunschvieg L. Spinoza et ses contemporains. - P., 1951;
D. Runes (ed.). S.-Dictionary. - New York, 1951;
Roth L. Spinoza. - L., 1954;
Verniére P. Spinoza et la pensée francaise avant la révolution. Pt.1-2. - P., 1954;
Hampshire S. Spinoza. - L., [1954];
Hallet H. F. B. de Spinoza. - L., 1957;
H. M. Wolff. S. s Ethik - Eine kritische Einf., 1958;
Kołakowski L. Jednostka i nieskończoność. Wolność i antynomie wolnośći w Hlozofii Spinozy, Warsz., 1958;
Feuer L. S. Spinoza and the rise of liberalism. - Boston, [1958];
Revah I. S. Spinoza et le dr. Juan de Prado. - P.-La Haye, 1959;
Spinoza dreihundert Jahre Ewigkeit, Spinoza-Festschrift. 1632- 1932 / hrsg. von S. Hessing. - 2 Aufl. - Haag, 1962;
Alain E. A. C. Spinoza. - P., 1965;
Zac S. Spinoza et 1'interprétation de I'écriture. - P., 1965$
W. Cramer. S. s Philos. des Absoluten, 1966;
H. Steffen. Recht und Staat im System S. s, 1968;
E. Giancotti-Boscherini. Lexicon spinozanum. - Den Haag, 1970;
W. S. Wurzer. Nietzsche und S., 1975;
H. Stolte, L. Sonntag (Hgg.).S. in neuer Sicht, 1977;
K. Jaspers. S., 1978;
H. G. Hubbeling. S., 1978;
F. Wiemann. B. d. S. - Eine Einf., 1982;
K. Gründer, W. Schmidt-Biggemann (Hgg.). S. in der Frühzeit seiner religiösen Wirkung, 1984;
Studia spinozana. An International and Interdisciplinary series / ed. W. N. A. Klever, P.-Fr. Moreau, M. Walhter, L. Jovel. Vol. 1-9. - Hannover, 1985-93.
G. Deleuze. S. Paris, 1987, dt. 1988;
Y. Yovel. S. and other Heretics. T. I-II. - Princeton, 1989 и др.
| Разместил: Sanin Дата: 02.04.2009 Прочитано: 43297 | | |
|
|
Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице<< 1 2 3 4 5 6 7 >> |
|
Дополнительно по данной категории | 19.10.2009 - СУХРАВАРДИ Шихаб ад-Дин Йахиа, ас (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран — 1191, Алеппо) | | 16.10.2009 - СФЕР (Sfairoz) Боспорский (3 в. до н. э.) | | 16.10.2009 - СЭТ (Seth) Эндрю (1850, Эдинбург — 1931, там же) | | 16.10.2009 - СЮН ШИЛИ (Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэн) (1885, Хуанпу, провинция Хубэй — 23 мая 1968, Шанхай) | | 16.10.2009 - СЮНЬ-ЦЗЫ (Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин) (ок. 313— 238 до н. э.) |
|
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|