Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 917
Комментарии: 0

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632-1677)



Если свобода нашей воли — только иллюзия, порождаемая неадекватными чувственно-абстрактными идеями, то истинная свобода — «свободная необходимость» — возможна лишь для того, кто достигает адекватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью.


Концепция свободы Спинозы легла в основу его этики. В ее обосновании очевидно воздействие традиций эпикуреизма и в особенности стоицизма. Бессмертие души возможно лишь в переносном смысле, поскольку разумно-интуитивный компонент человеческого сознания выражает логическую структуру бытия (в силу одной из теорем «Этики», согласно которой «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»). Индивидуальное бессмертие, немыслимое без чувственной стороны человеческого существа, совершенно невозможно. Но столь высокая мораль — достояние немногих «свободных людей», мудрецов, способных преодолеть свои низменные аффекты-страсти и подняться до вершин разумно-интуитивного знания. Подавляющее же большинство людей неспособно вырваться из пучины своих страстей. В этой связи автор «Политического трактата» критически анализирует современное ему общество, разъедаемое индивидуализмом своекорыстных интересов. В таком обществе «пороки будут, доколе будут люди». Для совершенствования общества необходимо «не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а познавать» (Политический трак-

тат // Соч. в 2 т. Т. 2. Гл. 1, 2, 4. - М., 1957. - С. 288). Моральное улучшение общества все же возможно и во многом зависит от искусства законодателей.


Важным фактором моральной жизни общества является религия, глубоко исследованная в «Богословско-политическом трактате». Исследовав Ветхий, а не Новый завет, Спиноза считал, что Христос, в историчности которого он не сомневался, в отличие от ветхозаветных пророков постиг истину в ее адекватной, чисто интеллектуальной форме, хотя и не мог в этой форме проповедовать ее народу. Исходившие из клерикальных кругов обвинения в атеизме, который фактически отождествлялся тогда с аморализмом, Спиноза решительно отвергал. Был убежден, что подлинная религия тождественна наивысшей моральности, ибо в основе их лежит максимально достоверное знание. «Между религией и суеверием, — писал он в письме № 73 от ноября-декабря 1675, — я признаю главным образом то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия — мудрость».

Однако многие противники спинозизма в 17—18 вв. трактовали его как образец атеизма. Идеи «Богословско - политического трактата» действительно оказали большое воздействие на формирование антиклерикального свободомыслия в Западной Европе и особенно во Франции в 17—18 вв. Гегель развивал рационалистический панлогизм Спинозы. Вначале учение Спинозы не нашло большого отклика. В результате спора Ф. Г. Якоби с М. Мендельсоном о спинозизме Лессинга интерес к нему стал всеобщим. Благодаря Гердеру и Гёте спинозизм стал пользоваться большим почетом. Натуралистический пантеизм Спинозы был воспринят и углублен немецкими философами 18 — начала19 вв., особенно Шеллингом.

Многогранность спинозизма получила в дальнейшем самые различные интерпретации. Французский историк религии и философии Э. Ренан, русский философ В. С. Соловьев и немецкий исследователь К. Гебхардт доказывали, что Спиноза произвел религиозную революцию, направленную против догматических вероисповеданий. Близок к подобным взглядам был и А. Эйнштейн, назвавший Спинозу выдающимся творцом и героем «космической религиозности». Советские историки философии, опираясь на Г. В. Плеханова, утверждавшего, что понятие Бога у Спинозы — только «теологический привесок», доказывали, что он был материалистом и атеистом.

Библиография

Сочинения:


«Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», 1658 -1660.


I Латинский оригинал этого самого раннего произведения Спинозы утерян. Составленное в 1658 -1660 гг., оно было впервые опубликовано лишь в 1862 г.;


«Этика» (главное произведение С.) / Ethica ordine geometrico demonstrata, 1677, нем. изд. 1744, 1976 (Kröners Taschenausgabe, Bd. 24) (рус. пер.: Этика, 1886, 1892, 1933 и др.).


Написана на лат. яз. в 1662 – 1675, но издать его Спинозе не удалось. По легенде, Спиноза в «Этике» первоначально употребил слово «природа», а не «Бог», но по предложению своего друга Людовика Мейера (1630 - 1681) все таки заменил первоначальный вариант. По построению сочинение сходно с учебником геометрии. Каждая из пяти частей состоит из определений, аксиом и постулатов, теорем и лемм, короллариев (выводов) и схолий (пояснений) и т. д.

Впервые изд. в 1677 в кн.: «Opera posthuma» и одновременно в голл. пер. под назв. «Zedekunst». Лат. текст оригинала многократно переиздан. Одно из лучших изд.— Hagae, 1905.

Имеются переводы: на нем. яз. (1868, 1875; 5 Aufl. 1893 и др., лучший — 1955); англ. яз. (1883, 1884, 1949, 1951); франц. яз. (1842, в кн.: Oeuvres, t. 2: 1861, там же, t. 3; 1872, там же, t. 3; 1909); исп. яз. (1913, 1920. 1940); итал. яз. (1914, 1928, 1938, 1941); болг. яя. (1955); польск. яз. (1914); чешек, яз. (1925); венг.яз. (1918, 1952); тур. яз. (1934); иврит (1885); идиш (1923).

На рус. яз. имеются два перевода: В. И. Модестова (1886, 4 изд. 1904) и Н, А. Иванцова (1892, 2 изд. 1911; переизд. 1932, 1933 с предисл. А. Топоркова, и в 1957 в 1 т. «Избранных произведений»);


«Трактат об усовершенствовании разума» / Tractatus de intellectus emendatione, 1677 (рус. пер.: Трактат об усовершенствовании разума, 1899, 1914, 1934).


Раннее произведение С.- содержит в основном взгляды С. на теорию познания. Вероятно, должен был послужить введением к «Этике».

Труд этот, написанный на лат. яз. ок. 1661, остался незаконченным; он был подготовлен к печати и опубликован после смерти Спинозы в 1677 в однотомнике «Opera posthuma» под назв. «Tractatus de emendatiae intellectus».

Переведен на голл. яз. (1677, 1897); франц. яз. (1842, в кн.: Oeuvres, t. 2; 1861, там же, t. 3; 1937); англ. яз. (1895); чешек, яз. (1925, в кн.: Spisy filosoficke"); идиш (1932, в кн.: И. Шатцкий, Спиноза бух); рус. яз. (1893, пер. Г. Полинковского; 1914, введ. и прим. В. Н. Половцовой; 1934, пер. Я. М. Боровского, вступ. ст. и прим. Г. С. Тымянского. Этот же перевод вошел в 1 т. «Избранных произведений»).


«Основы философии Рене Декарта», 1663.

Финансирование издания этого текста осуществил Иеллес.

Это единственное произведение Спинозы, вышедшее при его жизни под его именем;


Tractatus theologico-politicus, 1670 (рус. пер.: Богословско-политический трактат, 1906, 1935).

Издание вышло анонимно, с ложно обозначенным местом издания (Гамбург вместо Амстердама);


Tractatus politicus, 1677 (рус. пер.: Политический трактат, 1910). Произведение не окончено.


Собр. соч.:

Opera quotquot reperta sunt. - 2 Vol., 1882-1883; 4 Vol., 1914;

Opera / С. Gebhardt. – Bd. 1-4. - Hdlb., 1925, 1973;

Correspondence. - N.Y., 1928;

Samtliche Werke. 7 Bd, 1945-1978;

Oeuvres complétes. - P., 1954;

Oeuvres. T.1-3. - P., 1964 - 65;

Избранные произведения: В 2 т. – М., 1957;

Философские произведения: В 2 т. - М., 1998.

Переписка Спинозы насчитывает 86 писем (49 писем его собственных и 37 писем к нему).

Т. van der Werf, H. Siebrand, С. Westerveen. A Spinoza Bibliography 1971—1983. - Leiden, 1984.

Литература:

Фишер К. История новой философии. Т. 2: Спиноза, его жизнь, сочинения и учение /пер. с нем. - СПб., 1906;

Введенский А. И. Об атеизме в философии Спинозы // Вопросы философии и психологии. – 1897. - Кн. 37;

Соловьевев. С. Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы) // Вопросы философии и психологии. – 1897. - Кн. 38;

Половцева В. Н. К методологии изучения философии Спинозы // Вопросы философии и психологии. –1913, кн. 118;

Робинсон Л. Метафизика Спинозы. - СПБ, 1913;

Кечекьян С. Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. - М., 1914;

Шилкарский В. С. О панлогизме у Спинозы. - М., 1914;

Луначарский А. В. От Спинозы до Маркса. - М. 1925;

Быховский Б. Психофизическая проблема в учении Спинозы // Труды Белорусского гос. ун-та. – 1927. - №14-15;

Асмус В. Ф.Диалектика необходимости и свободы в этике Спинозы // ПЗМ. – 1927. - № 2-3;

Брушлинский В. К. Спинозовская субстанция и конечные вещи // ПЗМ. – 1927. - № 2-3;

Деборин А. М. Спинозизм и марксизм // Летописи марксизма. – 1927. - Кн.3;

Быховский Б. Э. Был ли Спиноза материалистом. - Минск, 1928;

Деборин А. М. Мировоззрение Спинозы // Очерки по истории материализма 17-18 в. - М.- Л., 1930;

Деборин А. М. Б. Спиноза // Очерки по истории материализма 17-18 в. - М.- Л., 1930;

Маньковский Л.А. Спиноза и материализм. - М.-Л., 1930;

Луппол И. К. Философская система Спинозы // Историко-философские этюды. - М.- Л.. 1935;

Мильнер Я. А. Б. Спиноза. - М., 1940;

Беленький М.С. Спиноза. - М., 1964;

Соколов В. В. Философия Спинозы и современность. - М., 1964;

Коников И. А. Философско-этические воззрения Спинозы // Проблемы этики. - М., 1964;

Коников И. А. Материализм Спинозы. - М., 1971;

Avenarius R. Über die beiden ersten Phasen des Spinozischen Pantheismus und das Verhaltnis der zweiten zur dritten Phase. - Lpz., 1868;

Joel M. Spinoza's theologisch-politischer Traktat auf seine Quellen gepruft. - Breslau, 1870;

Joel M. Zur Genesis der Lehre Spinoza's mil besonderer Berücksichtigung des kurzen Tractats «Von Gott, dem Menschen und dessen Glückseligkeit». - Breslau, 1871;

Freudenthal J. Spinoza und die Scholastik // Philosophische Aufsätze. E. Zeller zu seinem fünfzigjälmgen Doctor Jubilaum gewidmet. - Lpz., 1887;

Grunwald M. Spinoza in Deutschland. - В., 1897;

Die Lebensgeschichte Spinozas. In Quellenschriften, Urkunden und nichtamtlichen Nach-richten, hrsg. von J. Freudenthal, Lpz., 1899;

Couchoud P. L. Benoit de Spinoza, - P., 1902;

Meinsma K. О. Spinoza und sein Kreis. - В., 1909;

Lebensbeschreibungen und Gëspraehe, übertragen // hrsg. von K. Gebhardt. - Lpz., 1914;

Сamerer Th. Die Lehre Spinoza's. - 2 Aufl. - Stuttg., 1914;

Delbos V. Le Spinozisme. - P., 1916;

Die Hauptschriften zum Pantheismusstreit zwischen F. H. Jacobi und M. Mendelsohn //hrsg. von H. Scholz. - В., 1916;

К. Stumpf. S.-Studien, 1919;

H. Höffding. S. s Ethik, 1924;

Chronicon Spinozanum. T.1-5. - Hague comitis, 1921- 27;

Spinoza. 1897- 1922 // hrsg. von W. Meijer. - Hdlb.- Amst., 1922. - (Bibliotheca Spinozana. T. 1);

Сhmaj L. De Spinoza a Bracia Polscy. - Kr., 1924;

Roth L. Spinoza, Descartes and Maimonides. - Oxf., 1924;

Freudenthal U., Gebhardt С. Spinozas Lebenund Lehre. Bd.l-2. - Hdlb., 1927;

Gebhardt C. Spinoza. Vier Reden. - Hdlb., 1927;

Spinoza - Literatur...-Verzeiclmis. - W., 1927;

Gebhardt C. Spinoza. - Lpz., 1932;

Vaz DiasA. M. Spinoza, Mercator und Autodidactus. - Gr., 1932;

Dunin-Borkowski S. Spinoza nach dreihundert Jahren. - В.—Bonn, 1932;

Dunin-Borkowski S. Spinoza. Bd 2/ - Munster, 1933;

Rivand A. Documents inédits sur la vie de Spinoza // Revue de métaphysique et de morale. - 1934. - année 41. - № 2;

Frances M. Spinoza dans les pays néerlandais de la seconde moitié du 17 siécle. - P., 1937;

Kayser R. Spinoza. Portrait of a spiritual hero. - N.Y., [1946];

K. Fischer. S. s Leben, Werk und Lehre, 1946;

G. Friedmann. Leibniz et S. - Paris, 1946;

Sérouya H., Spinoza. Sa vie, sa philosophie. – P., 1947;

Wolfson H. A. The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent processes of his reasoning. V.l-2. - 2 ed. - Cambr. (Mass.), 1948;

S. J. P. Siwek. S. et le panthéisme religieux. - Paris, 1950;

Saw R. L. The vindication of metaphysics. A study in the philosophy of Spinoza. - L., 1951; Brunschvieg L. Spinoza et ses contemporains. - P., 1951;

D. Runes (ed.). S.-Dictionary. - New York, 1951;

Roth L. Spinoza. - L., 1954;

Verniére P. Spinoza et la pensée francaise avant la révolution. Pt.1-2. - P., 1954;

Hampshire S. Spinoza. - L., [1954];

Hallet H. F. B. de Spinoza. - L., 1957;

H. M. Wolff. S. s Ethik - Eine kritische Einf., 1958;

Kołakowski L. Jednostka i nieskończoność. Wolność i antynomie wolnośći w Hlozofii Spinozy, Warsz., 1958;

Feuer L. S. Spinoza and the rise of liberalism. - Boston, [1958];

Revah I. S. Spinoza et le dr. Juan de Prado. - P.-La Haye, 1959;

Spinoza dreihundert Jahre Ewigkeit, Spinoza-Festschrift. 1632- 1932 / hrsg. von S. Hessing. - 2 Aufl. - Haag, 1962;

Alain E. A. C. Spinoza. - P., 1965;

Zac S. Spinoza et 1'interprétation de I'écriture. - P., 1965$

W. Cramer. S. s Philos. des Absoluten, 1966;

H. Steffen. Recht und Staat im System S. s, 1968;

E. Giancotti-Boscherini. Lexicon spinozanum. - Den Haag, 1970;

W. S. Wurzer. Nietzsche und S., 1975;

H. Stolte, L. Sonntag (Hgg.).S. in neuer Sicht, 1977;

K. Jaspers. S., 1978;

H. G. Hubbeling. S., 1978;

F. Wiemann. B. d. S. - Eine Einf., 1982;

K. Gründer, W. Schmidt-Biggemann (Hgg.). S. in der Frühzeit seiner religiösen Wirkung, 1984;

Studia spinozana. An International and Interdisciplinary series / ed. W. N. A. Klever, P.-Fr. Moreau, M. Walhter, L. Jovel. Vol. 1-9. - Hannover, 1985-93.

G. Deleuze. S. Paris, 1987, dt. 1988;

Y. Yovel. S. and other Heretics. T. I-II. - Princeton, 1989 и др.


Разместил: Sanin Дата: 02.04.2009 Прочитано: 43297
0
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

19.10.2009 - СУХРАВАРДИ Шихаб ад-Дин Йахиа, ас (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран — 1191, Алеппо)
16.10.2009 - СФЕР (Sfairoz) Боспорский (3 в. до н. э.)
16.10.2009 - СЭТ (Seth) Эндрю (1850, Эдинбург — 1931, там же)
16.10.2009 - СЮН ШИЛИ (Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэн) (1885, Хуанпу, провинция Хубэй — 23 мая 1968, Шанхай)
16.10.2009 - СЮНЬ-ЦЗЫ (Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин) (ок. 313— 238 до н. э.)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы