|
|
---|
Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просвет-лённый”.
Будда Шакьямуни (Муд-рец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н.э. Другие мировые религии – христианство и ислам – появились в более позднее время (христианство – пять, ислам – 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия сво-его существования буддизм соз-дал и развил не только религиозные представления, культ, филосо-фию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию.
Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее консервативной буд-дийской школы – тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. По на-учной версии время жизни основателя буддизма – с 563 по 483 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.э.
Родина буддизма – Индия (точнее, долина Ганга – одна из наиболее экономически развитых частей страны). На территории Ин-дии в VI-III вв. до н.э. существовало множество небольших госу-дарств. В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Буд-ды, их было 16. По своему общественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они враждо-вали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.
Для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, осо-бенности его вероучения и культа, необходимо вспомнить, какой бы-ла религиозная жизнь населения Индии того периода.
Самой влиятельной религией Древней Индии был брахма-низм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприно-шений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сосло-вия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отри-цал действенность жертвоприношения и не принимал деления на вар-ны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: выс-шей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева – люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей – она включала людей, обслуживавших господствующие слои.
В те времена появилось множество аскетов – людей, не имеющих собственности и живущих подаянием. Именно среди аске-тов-отшельников и зарождались новые религии – буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека. Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами (“шрамана” – означает “со-вершающий духовное усилие”).
Само название появилось, однако, примерно в 1200 г. н.э. в связи со стремлением мусульманских завоевателей провести различие между верой индийского народа и их собственной. Сами индий-цы предпочитают говорить о бессмертном учении или законе (сана-тана дхарма), подчёркивая неземное происхождение их верований, возникших в результате божественных откровений.
Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований: огромное большинство индусов тем или иным образом верит в бога, однако, есть и неверующие;
одни индусы верят в то, что уважение ко всем живым суще-ствам требует от них соблюдения вегетарианского образа жизни, другие же приносят животных в жертву и с удовольствием погло-щают мясо во время ритуальной трапезы на берегу реки; одни индусы поклоняются богу Шиве, другие богу Вишну или его воплощениям (аватарам) Кришну или Раме, остальные же пред-почитают поклоняться богиням;
объектом поклонения жителей одной деревни может быть совсем не то божество, которое покровительствует жителям со-седнего селения; каждый отдельный индус может почитать одного, несколь-ких, многих или никаких богов; индусы могут одновременно верить в одного бога и в несколь-ких, являющихся воплощением единого божества; индивидуум может быть выражением истины как в кон-кретной, так и в абстрактной форме.
Таким образом, для индуизма название является зонтичным термином, который не требует полной идентичности с явлением.
Однако в индуизме выделяются главные божества:
Брахма – мировая душа, проявляющаяся как в боге Брахме, так и в отдельных предметах, из которых состоит мир;
Вишну – бог-созидатель всей Вселенной;
Шива – бог-разрушитель Вселенной.
Важную роль в индуизме играет учение о дхарме – совокуп-ности обязанностей каждого сущего – от неодушевлённых предметов до людей и богов. Выполнение своей дхармы гарантировало вопло-щение в лучшем теле после разрушения предыдущего.
[pagebreak]
Жизнь, по учению индуизма, есть страдание, и лишь слияние с Брахмой избавляет от страдания. Слияние с Брахмой – привилегия брахманов – служителей индуистской религии, а остальные должны добросовестно исполнять свой долг и ждать воплощение в брахмана в одной из следующих жизней.
Миросозерцание индуизма представлено в виде песен и сказа-ний. Одной из самых древних является Ригведа – “песни знания”, со-стоящая из более чем тысячи гимнов. Они обычно адресованы одно-му конкретному богу, и все вместе охватывают несколько десятков различных богов. Эти песни считаются откровениями Брахмы, полу-ченными в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши).
В период с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э. проходил процесс соз-дания того, что сейчас называют классическим индуизмом, парал-лельно распространялся буддизм. Это время перенесения на бумагу древних преданий, выражающих индийские взгляды на мир. Были записаны “Рамаяна” и “Махабхарата”. Основой их сюжета служит цикличность мира. В начале миром правят справедливость и порядок (дхарма), потом нравы постепенно приходят в упадок, и, наконец, боги решают разрушить этот мир и построить его заново.
Действие “Рамаяны” происходит в эпоху, когда порядок ещё оставался достаточно прочным, на этом фоне описываются приклю-чения царя Рамы, который в результате интриг был лишён трона и жены, но с помощью царя обезьян Ханумана и своего героизма вос-станавливает справедливость.
“Махабхарата” повествует о великой войне потомков царя Бхараты. Сын царя Каурава проявил несправедливость по отношению к брату – Пандаве, отобрав у него половину царства. Сыновья Панда-вы вступились за отца, хотя он не хотел воевать против брата. Перед решающей битвой Арджуна, один из сыновей Пандавы, смутился ду-хом, не желая убивать родственников. Однако бог Кришна, приняв облик человека, вышел на битву и занял место колесничего на колес-нице Арджуны. Он изложил ему суть индуистского учения о дхарме и убедил исполнить свой долг воина.
Широкое распространение получил ещё один цикл сказаний о Кришне, который, сбежав из дома, обосновался среди пастухов Врин-дабана. Легенды рассказывают о его мастерстве игры на свирели и о проделках с жёнами и дочерьми пастухов. Существует мнение, что для своих почитателей он приходится отцом, другом, старшим бра-том, но одновременно – любовником и мужем. Эротические изобра-жение соединения с Кришной служит символом близости почитателя к богу.
В рамках индуизма возникло несколько школ, стремившихся найти способы вечного слияния с Брахмой. Одни предлагали пост (воздержание от пищи), другие – медитацию (размышление о Брах-ме), третьи – отрицание насилия (отказ от убийства живых су-ществ). Были и такие, которые ставили целью избавление от земной жизни и воплощение на других планетах, где жизнь, по их мнению, была долгой и беззаботной. Способом достижения этого считалось служение богам этих планет, якобы выполнявшим некоторые функ-ции на земле.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также оп-ределил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Боль-шинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Не-пале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбод-же, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута про-блема бытия личности.
Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные фор-мы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буд-дизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм – синтез буддийских идей, мифологии син-то, японской культуры и т. п. Такая способность гармонично вписы-ваться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости, граничащей с беспринципно-стью, в склонности к компромиссам. Но именно способность приспо-сабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.
Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям покло-няться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение (буддизм, прежде всего, ориен-тирован на изменение сознания человека). По мере формирования буддийского пантеона в него входили боги брахманизма и других ре-лигий.
В настоящее время буддизм продолжает осваивать новые про-странства, подтверждая свой статус мировой религии. Он расширил свою географию – его последователей можно встретить в странах Се-верной, Центральной и Южной Америки, в Европе, Австралии, Афри-ке, в нетрадиционных для него регионах России.
В биографии Будды отражена судьба реального человека в об-рамлении мифов и легенд, со временем почти полностью от-теснивших историческую фигуру основателя буддизма.
олее 25 веков назад в одном из маленьких государств на се-веро-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после дол-гого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гау-тама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не рас-порядилась иначе.
Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и сегодня называет-ся Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе (современный Варанаси) он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда на-зывают учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся по-слушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой.
[pagebreak]
В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смер-ти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось.
Таковы факты реальной биографии Будды – человека, ставше-го основателем новой религии.
Вместе с тем, буддизм формировался в течение многих столе-тий, и в становлении его учения принимало участие большое число подвижников и религиозных философов. Полулегендарные биогра-фические данные, связанные с именем Будды, представлены в палий-ском каноне (священном писании буддистов), в наиболее древних его частях – джатаках (рассказах о перерождениях Будды), в «Буддхача-рите» («Жизнеописание Будды») Ашвагхоши (II в.), «Лалитавистаре», являющейся мифологизированным жизнеописанием Будды, в «Лан-каватаре-сутре» и др.
В связи с этим мифологическое жизнеописание Будды гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 – царём, 24 – монахом, 18 – обезьяной, 13 – торговцем, 12 – курицей, 8 – гусем, 6 – слоном; кро-ме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родив-шись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением.
«Для высшего я веденья родился, Для блага мира – и в послед-ний раз». Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Согласно мифологии в момент рождения Будды цветы падали с неба, играла прекрасная музыка, а из неведомого источника исходи-ло необыкновенное сияние.
Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, свет-лый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.).
Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт ве-ликое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем (чакравартином), способным установить праведный по-рядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи – она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от вос-хищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тё-тя. Отец Шуддходана желал, чтобы сын пошёл по первому из пред-сказанных ему путей. Однако аскет Асита Девала предрёк второе.
Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмо-сферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился и у него родился сын Ра-хула. Но усилия отца оказались напрасными.
В легенде о «Четырех мимолетных взглядах» рассказывается, как Гаутама, несмотря на все усилия родителей изолировать сына от окружающего мира, узнал о том, что жизнь человеческая полна стра-даний. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно вы-браться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во вто-рой раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолго-вечность человеческой жизни.
Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни – ста-рости – смерти. По некоторым версиям – четвертый взгляд, он встре-тил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности пре-одолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни.
Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. Покинув дворец, старого отца, жену и маленького сына, Сиддхартха стал бродячим отшельником (шрамана). Он быстро овла-дел самой сложной аскетической практикой – контролем дыхания, чувств, умением переносить голод, жару и холод, входить в транс (особое состояние, когда человек глубже проникает в свои ощущения и как бы сливается с высшим миром). Однако его не покидало чувст-во неудовлетворённости и после шести лет аскетической практики, а также очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приве-дёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созер-цание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собствен-ные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех жи-вых существ, а потом открылась высшая истина – Дхарма. С этого момента он и стал Буддой – Просветлённым, или Пробуждённым, – и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.
[pagebreak]
В своей первой проповеди Будда говорил о двух “крайностях” в поведении людей, которые мешают им встать на путь религиозного спасения.
“Есть, о, братья, две крайности, которых должен избегать удалившийся от мира. Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистяза-нии, это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избе-гая этих двух крайностей, Татхагата (Так ушедший – эпитет Буд-ды) во время Просветления постиг срединный путь – путь, способ-ствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване”.
Свой путь Будда называл “срединным”, поскольку он лежал между обычной чувственной жизнью и аскетической практикой, ми-нуя крайности того и другого. 45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал при-верженцев среди самых разных слоев общества. В число последова-телей буддизма входило множество богатых и влиятельных людей, включая царя государства Магадха Бимбисару и его сына Аджата-шатру.
Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому уче-нику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чун-ды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Не же-лая, чтобы пострадали спутники, Будда съел его. Перед смертью Буд-да сказал любимому ученику: “Ты, верно, думаешь, Ананда: Смолкло слово Господина, нет у нас больше Учителя! Нет, не так вам следу-ет думать. Пусть Дхарма и Виная (дисциплина), которые я возгласил и которым наставил вас, будут вашим учителем, после того как не станет меня” (“Сутра великой кончины”).
Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обы-чаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия – ступы. Согласно ле-генде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.
| |
|
|
---|
В самой Индии древняя буддийская литература не сохра-нилась, если не считать нескольких надписей царя Ашоки (III в. до н.э.), которые являются самым первым известным документом, упоминающим о Будде и его учении.
Все буддисты сходятся в признании важнейшим источником раннего буддизма сочинений религиозного характера, которые были записаны в конце I в. до н.э. на языке пали на Цейлоне (Шри-Ланка) и известны под названием «Типитака» («Три корзины»).
«Типитака» является палийским каноном буддизма и состоит из трех основных частей:
«Виная-питака» («Корзина устава»), в которой изложены дисциплинарные правила поведения монахов и монахинь;
«Сутта-питака» («Корзина сутт»), в которой представлены проповеди и изречения Будды в изложении его любимого ученика Ананды;
«Абхндхамма-питака» («Корзина Учения» или «Знания о дхаммах»), состоящая из семи трактатов, в которых система-тизированы все фундаментальные положения раннего буддизма.
Палийский канон включает около 8 тысяч проповедей, поуче-ний, историй, легенд, касающихся жизни Будды и его вероучения. В него также входят комментарии к тексту канона, поэтому в целом он составляет более 15 тысяч текстов, написанных в прозе и стихах. Примерно 500 лет учение Будды существовало лишь в устной тради-ции и передавалось из поколения в поколение монахами, которые время от времени собирались на соборы (сангнти) и по памяти вос-станавливали тексты канона и комментарии к ним. Менее полно сохранилась версия канона на санскрите. Она известна в переводах на китайский и тибетский языки. Существует также неканоническая ли-тература на пали.
За рамками палийского канона оказывается также зна-чительное количество буддийской литературы, отражающей более позднюю традицию буддизма – направление Махаяны. Ряд сочине-ний стал наиболее популярным в странах Дальнего Востока (Китае и Японии): «Сутра Лотоса Благого Закона» («Саддхармапундарика-сутра»), «Сутра о величии цветка» («Аватамсака-сутра»), «Алмаз-ная сутра» («Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра») и др. Многие сутры сохранились в тибетском переводе. В Тибете сущест-вует собрание канонических буддийских текстов, переведенных с санскрита, а также комментариев к ним («Ганджур» – «Переводы сказанного Буддой» и «Данджур» – «Переводы пояснения к сказан-ному Буддой»).
Буддийская литература включает также огромное количество оригинальных сочинений выдающихся буддийских философов, логи-ков, историков буддийской философии: Нагарджуны (II-III вв.), Асан-ги (IV в.), Васубандху (V в.), Дигнаги (V-VI вв.), Дхарма-кирти (VI-VII вв.), Шаитаракшиты (VIII в.), Будона (XIII-XIV вв.), Таранатхи (XVI-XVII вв.) и многих других. Кроме того, каждая вновь возникав-шая буддийская школа могла иметь собственные сочинения, напи-санные основателями, которые ее последователи считали канониче-скими. В Японии, например, в школе Нитирэн наряду с «Сутрой Ло-тоса» почитаются и считаются каноническими труды основателя школы – монаха Нитирэна (XIII в.).
Таким образом, помимо палийского канона существует об-ширная буддийская литература на языках народов, исповедующих буддизм (китайском, японском, монгольском, тибетском и др.).
| |
|
|
---|
Втамы в ероучение буддизма, по всей видимости, – плод размышле-ния самого Сиддхартхы Гаутамы, основывавшегося на глу-боком знании основ индуизма. Отсюда понимание роли Гау-религии: он не считается Богом, ни даже посредником между Богом и людьми, ему не отводится роль спасителя, а он лишь показывает путь к спасению. Всё это делает буддизм особен-ной атеистической религией.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы – оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что под-держивает”. В буддизме слово “дхарма” означает моральную добро-детель, прежде всего – это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы – это ко-нечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.
В своей первой речи после Просветления Будда сравнивает способности разных людей к постижению Дхармы с разнообразием лотосов в пруду:
“И оглядев мир своим оком Просветлённого, Благословенный, преисполненный сочувствия ко всем живым существам, увидел суще-ства, умственный взор которых лишь чуть запорошен пылью, и су-щества, чей умственный взор покрыт густым слоем пыли; увидел существа с острой восприимчивостью и с восприимчивостью вялой, существа, имеющие благоприятную форму, существа, легко под-дающиеся внушению и трудно поддающиеся внушению, а также уви-дел существа, пребывающие в страхе перед иным миром и в страхе перед грехом.
Подобно тому, как в пруду, заросшем голубыми лотосами, или в пруду, заросшем красными лотосами, или в пруду, заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рождённые в воде, выросшие в воде, не поднимаются над водой, другие, рождённые в воде, выросшие в воде, стоят вровень с поверхностью воды, а третьи, рождённые в воде, выросшие в воде, поднявшись над водой, стоят так, что вода их не касается”.
Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не по-хожи друг на друга, и нельзя к ним подходить с одной и той же мер-кой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим потребуется привести множество примеров, четвёртых придётся учить йоге и т.п. Не существует единого, универсального свода буддийского вероучения, пригодного для всех. Нет универ-сальной формулы Дхармы на все случаи жизни. Есть Дхарма, изло-женная с учётом индивидуальных особенностей каждой группы верующих. Поэтому буддийское учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изо-бражено на священной диаграмме (мандоле) и на красочной картине.
Разные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью всегда остаётся нирвана, но достичь её трудно – это под силу лишь самым упорным и одарённым. Для простых людей, не способ-ных на значительные духовные усилия в нынешнем своём состоянии, промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях или возрождение на небесах какого-нибудь Будды, с помощью кото-рого они в дальнейшем достигнут нирваны.
Основу вероучения составляют “четыре благородные исти-ны”:
Первая – человек проходит путем страдания, которое является следствием его прошлой кармы (карма буквально означает “работа” или “действие”, но, кроме этого, указывает на последствие действий в пределах одного существования, которое вливается в следующее и оказывает влияние на его характер, и так далее по всей цепи жизней).
Вторая – причина страдания в страстном желании или привя-занности к неправильным вещам, или к правильным вещам непра-вильным образом. Основная проблема человека в неверной расста-новке ценностей, придании вещам или людям значения, которому они не могут соответствовать. Ничто в материальном мире не заслужива-ет совершенного почтения и в абсолютном смысле не может служить опорой существования.
Третья – страдания можно прекратить. Гаутама объявил о возможности решения вечной проблемы человечества. Прекращение страданий достигается прерыванием цепи перерождений и достиже-нием нирваны.
Будда описывает нирвану следующим образом: “Это место, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха. Это не безграничное про-странство, где нет ничего, не граница между различимым и неразличи-мым, не этот мир и не другой. Нельзя сказать, что она приходит и ухо-дит, или стоит на месте, или затухает или начинается. У неё нет осно-вания, нет продолжения, нет остановки. Это – конец страдания”.
Четвёртая истина одновременно является “благородным восьмеричным путём” – способом решения этой благородной задачи. Она составляет нравственную основу буддизма.
21 “Благородный восьмеричный путь”
представляет собой:
праведное знание – признание истинности “четырёх благо-родных истин”;
праведное мышление – стремление ума к доброй воле, миро-любию, отказ от чувственных желаний, ненависти и злобы;
праведную речь – умную, правдивую, немногословную, направ-ленную на примирение;
праведное действие – всё, что входит в общечеловеческое по-нятие морального поведения;
праведное занятие – зарабатывать себе на жизнь, не прино-ся вреда другим;
праведное усилие – подавление злых и поощрение добрых по-рывов души;
праведное внимание – тщательное обдумывание слов, по-ступков, эмоций, действие не по желанию, а по необходимости;
праведное самообладание – концентрация внимания, мораль-ных сил на освобождении от всего, что тянет назад.
Эти восемь пунктов можно объединить в три тематические группы: первые два относятся к мудрости и пониманию;
следующие три имеют отношение к этике поведения;
три последних касаются умственной дисциплины.
Путь этот весьма труден, однако и он не обязательно приво-дит прямиком в нирвану. Это лишь начало длительного процесса пе-рерождения и улучшения души. Прямой путь в нирвану открыт толь-ко монахам. Ибо, согласно вероучения: если вы сможете бросить семью, дело, отказаться от общества, уйти в монастырь и выдер-жать там все испытания, вы попадёте в нирвану; если нет, то ждите другого воплощения, когда вас не будут связывать семейные и другие обязанности.
«Четыре благородные истины» во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможно-сти выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуж-дениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно работать над со-бой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он срав-нивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сде-лана и т. п.
Буддизм учит, что сущность человека под влиянием его по-ступков постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо – вкушает радость и умиро-творённость. Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия – это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кар-мой.
Закон кармы составляет механизм сансары, который называ-ется бхавачакра – "колесо жизни" (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение обу-словливает кармические импульсы (санскары); они формируют соз-нание; сознание определяет характер нама-рупы – физического и психического облика человека; нама-рупа способствует формирова-нию шести сфер познания – видимого, слышимого, осязаемого, обо-няемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом); органы чувств воспринимают окружающий мир и порождают жела-ние (тришна), которое, в свою очередь, порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек; привязан-ность приводит к жажде вечного существования (бхава), следствием чего является рождение, а всякое рождение влечёт за собой ста-рость и смерть.
Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. Это состояние чело-века, достигшего освобождения называется нирваной.
Хотя это понятие занимает центральное место во всей будди-стской философии, оно не получило в ней точного определения, и в буддистской литературе встречаются разные его понимания. По мнению одних, нирвана – это полное уничтожение, полное небытие, угасание жизненного огня, а вместе с ним и всех эмоций, желаний, страстей – всего того, что составляет жизнь человека. По мнению других, нирвана – это прекращение только доступного познанию бытия и переход в некое иное, непознаваемое бытие. Точно также одни считают, что нирвана достижима еще при жизни человека, другие, – что в нее можно вступить только после смерти тела. Как бы то ни было, нирвана означает прекращение той цепи перерождений, которая, согласно традиционным буддистским воззрениям, составля-ет удел всего живущего.
Отличие буддизма от других религий заключается в том, что судьба человека зависит только от собственных усилий и от неустан-ной сознательной работы над собой.
Социальная роль буддизма определяется идеей равенства лю-дей в страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую об-щину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста.
Таким образом, в отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к сле-дующему:
Воздерживайся от убийства.
Воздерживайся от воровства.
Воздерживайся от блуда.
Воздерживайся ото лжи.
Воздерживайся от возбуждающих напитков.
Зеленков М.Ю
| |
|
|
---|
В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих – сангха, которая формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Это ду-ховное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не явля-ются священнослужителями, посредниками между богом (или бога-ми) и мирянами. Миряне должны подавать монахам – это их обязан-ность и добродетель. Монахи, в свою очередь, учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпус-кать грехи. Если в одних направлениях буддизма, например в Тхера-ваде, сангха играет определяющую роль, то в других, особенно в буд-дизме Махаяны, большее значение имеют монастыри-университеты. Впрочем, последние в широком смысле также являются сангхами.
Вместе с тем, буддийская община – вполне конкретное объе-динение монахов или монахинь, принадлежащих к какой-либо школе, направлению буддизма или монастырю. Монахи, как правило, не яв-ляются священнослужителями, они проходят обучение в монастыре, изучают священные тексты, занимаются медитацией. Членом общи-ны может стать каждый, независимо от пола (хотя женских монаше-ских общин значительно меньше, чем мужских), национальности, цвета кожи, социального положения. Обряд посвящения в монахи несложен, во многих странах он связан с повторением трехчленной формулы: «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Дхарме, я прибегаю к Сангхе». В тибетском буддизме эта формула дополняется еще одним членом: «Я прибегаю к Ламе (Высшему)», которым является наставник – учитель послушника. Как правило, монахи должны соблюдать огромное число правил, изложенных в текстах Виная-питаки. Наибо-лее строго эти правила соблюдаются в общинах Тхеравады. В странах распространения Тхеравады монахи должны были жить исключи-тельно милостыней, для них не допускалось участие в социальной и политической жизни.
В настоящее время в связи с модернизацией буддизма многие из этих его положений претерпели значительные изменения. В неко-торых школах Махаяны буддийские монахи, напротив, должны были принимать самое активное участие в сельскохозяйственных работах, часто занимались торговлей и т. д. Если для значительной части мо-нахов считается обязательным вегетарианство, то в регионах распро-странения тибетского буддизма, согласно существующим там тра-дициям, монахи могут употреблять в пищу мясные продукты. Внутри монашеской общины существует как «духовная» иерархия (по степе-ни накопления добродетелей, уровню освоения практики медитации, 25 образованности монаха), так и различные должностные ранги (на-стоятель монастыря или храма, например). Отношения между мона-хами (старшими и младшими по возрасту, учителем и учеником, на-стоятелем и рядовым членом общины и т. д.) ритуализированы и рег-ламентированы особыми правилами поведения.
Подобные же ритуализация и регламентация характерны для взаимоотношений между монахами и простыми верующими – будди-стами. В то же время в странах распространения буддизма Тхеравады существует достаточно резкое разграничение между монахами и ми-рянами – буддистами. В обязанность последних входит содержание монахов. В буддизме Махаяны, который постулирует возможность спасения всех людей, независимо от того, являются они монахами или нет, теоретически такого резкого различия не существует, но на практике монахи, безусловно, пользуются большим уважением и по-читанием у мирян.
В буддизме тибетского толка ламы подразделяются по степе-ни посвящения на ряд категорий: низшие (бандн) дают всего 5 обетов, гецул – 36 обетов (при 5-7 годах учебы), высшая категория – гелунги (253 обета).
Высшее буддийское образование монахи проходят в фило-софских школах при монастырях (например, в монастырях Брайбун, Галдан, Сэра давали высшую степень – лхарамбы (доктор филосо-фии)). В иерархии тибетского буддизма к самой высшей категории относится Далай-лама («Океан-учитель»), который является духов-ным руководителем всех последователей буддизма тибетского толка (в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве).
Монастыри (первоначально – место отдыха монахов во время сезона дождей – вихара) представляют собой сложные комплексы с храмом, ступами (своеобразными пирамидами – местами захоронения святых или священных предметов), постройками для проживания мо-нахов, столовыми, философскими школами, иногда – со специальны-ми залами для занятия медитацией и др.
Наиболее часто среди объектов почитания и предметов культа в храмах встречаются изображения будд и бодхисаттв, мандала, ма-гическая диаграмма, используемая в практике созерцания, одновре-менно являющаяся философской концепцией Вселенной в буддизме, сакральные предметы – ваджра (перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами) – один из главных символов буддизма, олицетворяющий мужское начало Вселенной, активность, сострада-ние, который часто выступает в паре с колокольчиком, символизи-рующим женское начало, мудрость, пассивность и др.
Зеленков М.Ю
| |
|
|
---|
Обрядовая сторона буддизма многообразна, в его много-численных школах и направлениях акцент делается на раз-личных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, практике медитации. Буддийские обряды сопровождают верующих от рождения до смерти.
Едиными для всех буддистов являются буддийские праздни-ки, которые отмечаются по лунному календарю.
В феврале-марте в странах Восточной и Центральной Азии, в марте-апреле в странах Южной и Юго-Восточной Азии отмечается Новый год, который не является собственно буддийским, но в праздновании которого активное участие принимают буддийские монахи. Во время празднования сооружаются горки, символизирующие гору Сумеру (центр мироздания, согласно буддийской традиции), окроп-ляются водой фигуры Будды.
В апреле-мае во всех буддийских монастырях и храмах празд-нуется тройной праздник: рождения Будды, его пробуждения и по-гружения в нирвану. В храмах читаются молитвы, устраиваются праздники, шествия, делаются подарки и подношения членам сангхи.
Под разными названиями во всех буддийских странах отмеча-ется День поминовения усопших. В храмах служат молебны, прихожане приводят в порядок могилы, выставляют приношения буддам и другим богам, кормят нищих.
Во многих странах отмечается обряд вступления в сангу (июнь-июль), связанный с началом сезона дождей.
В июне-июле также отмечается праздник прихода на землю Майтреи (Будды Грядущего мирового порядка). Он знаменуется объездом вокруг храма колесницы, на которой находится статуя Майтреи. Этот праздник называется также – Круговращение Майтреи.
С середины октября до середины ноября празднуется окон-чание дождливого сезона, отмечается нисхождение Будды с небес из царства Индры, где он, согласно буддийским легендам, читал проповеди богам и своей матери, которая также пребывает в этом царстве. В храмах проводятся специальные церемонии, в некоторых монастырях статуи Будды снимаются с пьедесталов и проносятся по улицам.
В регионах распространения буддизма тибетского толка (Ти-бет, Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува) празднуется день рожде-ния Цзонхавы, основателя школы буддизма, популярной в этих ре-гионах.
Существует также еще значительное количество праздников и обрядов, которые отмечаются в буддийских странах и имеют в каж-дой стране традиционный оттенок.
Зеленков М.Ю | |
|
|
---|
Наивысшего расцвета буддизм в Индии достиг в III в. до н.э. при царе Ашоке, который утвердил его в своем государстве, сформировал институт миссионеров, заложивший основы буддизма как мировой религии. Однако уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект.
Разногласия между сектамии вызвали созыв соборов в Рад-жагрихе в 447 г. до н.э., в Вайшави в 367 г. до н.э., в Паталирутре в III веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну («узкая колесница») и Махаяну («широкая колес-ница»).
Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна – в северных стра-нах, получив название северного буддизма. Это разделение было вы-звано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.
Тхеравада
Тхеравада («школа старой мудрости») – наиболее ортодок-сальное течение в буддизме, получило название Хинаяны («малой или узкой колесницы»).
Этот термин употребляется в текстах махаянской традиции и считается уничижительным. Сами «хинаянисты» предпочитают име-новать себя по названиям школ, а общее направление – Тхеравадой.
Положения Тхеравады в значительной степени связаны с дог-матикой раннего буддизма, хотя тоже изменялись и углублялись. Са-ми названия указывают на главное различие этих двух направлений буддизма: Махаяна открывала широкий путь спасения для монахов и мирян, ее доктрины, ритуал, мифология вовлекали в сферу влияния самые широкие слои населения.
В частности, Хинаяна признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира – монашество. В то же время Махаяна исходит из возможно-сти спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.
Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределами Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.
В Махаяна важную роль играет культ бодхисаттв – индиви-дов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от ми-ра призывом к воздействию на него. В то же время, как уже отмеча-лось, Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для немонахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь.
Ранний буддизм отличается простотой обрядности. Её глав-ными элементами являются: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам – культовым сооружениям, где хра-нятся реликвии буддизма.
Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисаттв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
Таким образом, Тхеравада, по существу, – атеистическое уче-ние, а Махаяна представляет собой многобожие и идолопоклонство.
Махаяна
Прежде всего, как уже отмечалось, в учении Махаяны появилась разработанная концепция о бодхисаттве («существе, стремящемся к пробуждению»).
Махаянисты выступили с критикой существовавшего ранее идеала монашества – архата, святого, который стремится к достиже-нию личной нирваны. Индивидуальное спасение в Махаяне считается недостаточным. Бодхисаттвы, будучи совершенными, сознательно остаются в мире сансары, чтобы помочь всем остальным достичь ос-вобождения.
Махаяна выдвигала тезис о всеобщем освобождении, учила, что каждый может стать Буддой, потому что в каждом живом суще-стве заложена «природа» Будды, надо только ее проявить и высвобо-дить.
В Махаяне «восьмеричный путь» дополняется учением о шес-ти «парамитах» («переправах») – совершенствах, с помощью кото-рых человек может достичь состояния бодхисаттвы.
В этом учении с течением времени также появилась новая кон-цепция Будды: вместо одного Будды-учителя появляется бесконечное количество будд. Это концепции о «трех телах Будды» (высшее из которых «дхармакая») – «Будда в теле Закона», представляет собой изначальную и неизменную реальность, абсолют, космическое тело Будды. Это повлекло за собой создание огромного пантеона будд и бодхисаттв, придание им особых свойств, функций и атрибутов.
Иную трактовку у махаянистов получила концепция дхарм, которые уже не признаются истинно реальными (как в раннем буд-дизме), так как характеризуют мир сансары и подвержены действию закона взаимозависимого возникновения.
Философы Махаяны учили, что нирвана тождественна са-нcape, потому что на уровне абсолюта не должно существовать ника-ких оппозиций.
Таким образом, Махаяна существенно изменила содержанке основных положений раннего буддизма – произошло увеличение роли сверхъестественного в ее учении, была декларирована возможность спасения для всех и каждого, предложены богатство и многообразие буддийского пантеона, разработанный и красочный ритуал. Все это превращало буддизм в массовую религию, привлекало его последова-телей за пределами Индии.
Ваджраяна (Ламаизм).
В период с VI по IX вв. в Индии ут-вердилось новое направление, имевшее несколько названий: вад-жраяна («алмазная колесница»), буддийский тантризм, эзотериче-ский буддизм, тибетский буддизм и др. Это направление ещё больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности. Посте-пенному обучению и накоплению заслуг, характерному для Махаяны, противопоставлялась мгновенная, подобная молнии, реализация при-роды Будды в течение этой жизни. Ваджраяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения, который проходил под строгим контролем опытного наставника. Поскольку имеет место передача знаний «от посвященного к посвящаемому», Ваджраяну называют также эзотерическим буддизмом, а европейцы, ещё в XIX в. обратив-шие внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибет-ских буддистов, стали именовать эту религию Ламаизмом. Считается, что именно в ламах сущность Будды выражена с наибольшей полно-той, поэтому их почитают как божество.
Если в других направлениях буддизма тело считалось симво-лом страстей, удерживающих человека в сансаре, то ламаизм ставит тело в центр своей религиозной практики, считая, что в нём заключе-на высшая духовность. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы Будды в теле.
Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) – воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются, глав-ным образом, высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распро-странение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в спе-циальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога – творца, то здесь он появляется в лице Адибудды, представляющегося первичным звеном всех дальнейших воплощений Будды.
Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требова-ния ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Особенно большое значение придается созерцанию и магическим заклинаниям, знание кото-рых облегчает и ускоряет перерождение и достижение нирваны. Вместо длинной цепи перерождений, человек может достигнуть нирваны через одно короткое тайное заклинание – дарани.
Таким образом, в ламаизме центр тяжести переносится с са-мостоятельных усилий человека (как это было в раннем буддизме) на магические действия мудрецов. Так вырождался буддизм из фило-софской системы в простое колдовство.
К IX в. Ваджраяна заполняет почти весь буддийский мир, но приживается, главным образом, в Тибете, откуда проникает в Монго-лию, а оттуда в XVI-XVII вв. приходит в Россию.
Зеленков М.Ю.
| |
|
|
---|
563- 483 гг. до н.э. - годы жизни Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни Будды
534 г. до н.э. - вступление Будды на путь совершенствования,
отречение от мира
528 г. до н.э. - просветление Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни Будды; основание Сангхи (общины)
468 г. до н.э. - смерть основателя джайнизма Вардхаманы Махавиры
447 г. до н.э. - проведение собора в Раджагрихе
367 г. до н.э. - проведение собора в Вайшави
322- 185 гг. до н.э. - распространение буддизма в Индии
269- 232 гг. до н.э. - годы правление царя Ашока, покровителя буддизма
247 г. до н.э. - царь Шри-Ланки Тиса принимает буддизм
202 г. до н.э. - 200 г. н.э. - зарождение Махаяны; дальнейшее распространение буддизма (Южная Индия, Центральная Азия, Китай)
29 г. до н.э. - первые письменные отрывки из "Типитаки"
78- 101 гг. годы - правления царя Канишки, покровителя буддистов
300- 500 гг. - появление буддизма в Юго-Восточной Азии; укрепление буддизма в Китае; основание секты Чань (ок. 500 г.)
320- 540 гг. - годы правления династии Гуптов в Индии; образование буддийских учебных центров
399 г. - появление буддизма в Корее
538 г. - распространение буддизма в Японии
740- 798 гг. - официальное утверждение буддизма Махаяны в Тибете
750 г. - сооружение ступы Боробудур (Индонезия)
1044- 1077 гг. - основание буддизма Тхеравады в Бирме (Мьянме)
1200 г. - мусульманские правители правят в Северной Индии; разрушение буддийских центров
1327 г. - утверждение буддизма Тхеравады в Камбодже
1360 г. - появление буддизма Тхеравады в Лаосе
1950 г. - основание Всемирного сообщества буддистов на Шри-Ланке
1956 г. - празднование 2500-летия буддизма
| |
|
|
|