Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Марк Аврелий Антонин (121–180)

Последний крупный представитель Поздней Стои, римский император

Единственное сочинение К самому себе в 19 книгах, — философский дневник (состоящий из отдельных рассуждении) а жанре диатрибы, один из лучших памятников моралистической литературы. По сравнению с Сенекой и Эпиктетом. Марк Аврелий менее оригинален; его значимость — в личном и свободном отношении к сумме стоических догм, которым у него сопутствуют гераклитовсхие, эпикурейские и платонические мотивы при общем скептическом настрое.
Интересы его сосредоточены в области практической этики гносеология, космология и теоретическая этика интересуют его только как пропедевтика. Космос есть целесообразно упорядоченное целое, управляемое промыслом, или всеобщим разумом, тождественным материальной божественной пневме. Однако основа стоического мировоззрения (соединение понятий космос и разум) становится у Марка Аврелия объектом скептической оценки и последующего выбора, либо промысл и целесообразность с их неизбежными издержками, либо хаос атомов (1Х 39). Но и признание первого не устраняет сомнений в познаваемости мира (V 10; VII 32; 1X41), представления о котором пронизаны мотивами вечного обновления (VI 16; ГХ 2В), хотя стоическое учение о воспламенении упоминается лишь вскользь (III 3). Душа человека тождественна пневматическому началу, разум (истечение, частица мирового разума — 1Х 6) — ведущему ( — II 2; XV 3). Подобно Ронэтию, Поседонию и Сенеке, Марк Аврелий отвергает психологический монизм Ранней Стой: ведущее резко отделяется от влечений, разум (иногда отождествляемый с личным демоном — 2 13 V 27) противопоставляется не только душе, но иногда (в платоническом духе) и веществу в целом (XII 2— Э). Счастье заключено в добродетели — философском согласии со всеобщим разумом (HI 6, IV 16, VIII 34). Нужно обратиться к самому себе, сообразовать свое разумное начало (которое единственно в нашей власти) с природой целого и так обрести бесстрастие (III 7, V 15; 32, XI 13). Все предопределено от века (Х5), мудрец принимает судьбу как должное и любит свои жребия (IV 26, VII 54). Однако Марк Аврелии (как и все (стоики) заинтересован в обосновании автономии морального вы бора. Добродетель должна подчиняться иной причинности нежели природные явления: какую бы картину мира ни выбрал человек — стоическую, атомистическую и т. п. — он должен сделать себя достойным божественной помощи (X 6—7. XI 1 S, XII 14) Теодицея Марка Аврелия вполне традиционна: зло имеет исключительно моральный характер, и боги отвечают за нее (VI 41 — 42). Иногда у него проглядывает огрубленный интеллектуализм уже платонического толка — пороки суть следствие неведения (IV 3; XI I4). С Сенекой. Эпиктетом, а также с христианским учением (при отрицательном отношении к христианам — XI 3) Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности (II б, 8, VII 31; IX 4—5), космополитический пафос обретает особый смысл в устах повелителя мировой империи (IV 4). В обостренном личном отношении к божеству в пессимизме, близком к трагической безысходности, выражается характерное для Поздней Стой сочетание философского умозрения с интимным религиозным чувством.
В последующие века Марк Аврелий признавался одним из лучших императоров Рима. Его конная статуя на Капитолии в Риме (в Средние века считавшаяся монументом Константина Великого) – самый знаменитый памятник искусства его времени.
В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у Марка Аврелия – первооснова всего сущего; это – Мировой Разум, в котором растворяется всякое индивидуальное сознание посла смерти тела. Его этике свойственен фатализм, проповедь резигнации (покорности) и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через самоуглубление и познание фатальной необходимости, правящей миром.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=134