Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1172
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Марк Аврелий Антонин (121–180)

Последний крупный представитель Поздней Стои, римский император

Единственное сочинение К самому себе в 19 книгах, — философский дневник (состоящий из отдельных рассуждении) а жанре диатрибы, один из лучших памятников моралистической литературы. По сравнению с Сенекой и Эпиктетом. Марк Аврелий менее оригинален; его значимость — в личном и свободном отношении к сумме стоических догм, которым у него сопутствуют гераклитовсхие, эпикурейские и платонические мотивы при общем скептическом настрое.
Интересы его сосредоточены в области практической этики гносеология, космология и теоретическая этика интересуют его только как пропедевтика. Космос есть целесообразно упорядоченное целое, управляемое промыслом, или всеобщим разумом, тождественным материальной божественной пневме. Однако основа стоического мировоззрения (соединение понятий космос и разум) становится у Марка Аврелия объектом скептической оценки и последующего выбора, либо промысл и целесообразность с их неизбежными издержками, либо хаос атомов (1Х 39). Но и признание первого не устраняет сомнений в познаваемости мира (V 10; VII 32; 1X41), представления о котором пронизаны мотивами вечного обновления (VI 16; ГХ 2В), хотя стоическое учение о воспламенении упоминается лишь вскользь (III 3). Душа человека тождественна пневматическому началу, разум (истечение, частица мирового разума — 1Х 6) — ведущему ( — II 2; XV 3). Подобно Ронэтию, Поседонию и Сенеке, Марк Аврелий отвергает психологический монизм Ранней Стой: ведущее резко отделяется от влечений, разум (иногда отождествляемый с личным демоном — 2 13 V 27) противопоставляется не только душе, но иногда (в платоническом духе) и веществу в целом (XII 2— Э). Счастье заключено в добродетели — философском согласии со всеобщим разумом (HI 6, IV 16, VIII 34). Нужно обратиться к самому себе, сообразовать свое разумное начало (которое единственно в нашей власти) с природой целого и так обрести бесстрастие (III 7, V 15; 32, XI 13). Все предопределено от века (Х5), мудрец принимает судьбу как должное и любит свои жребия (IV 26, VII 54). Однако Марк Аврелии (как и все (стоики) заинтересован в обосновании автономии морального вы бора. Добродетель должна подчиняться иной причинности нежели природные явления: какую бы картину мира ни выбрал человек — стоическую, атомистическую и т. п. — он должен сделать себя достойным божественной помощи (X 6—7. XI 1 S, XII 14) Теодицея Марка Аврелия вполне традиционна: зло имеет исключительно моральный характер, и боги отвечают за нее (VI 41 — 42). Иногда у него проглядывает огрубленный интеллектуализм уже платонического толка — пороки суть следствие неведения (IV 3; XI I4). С Сенекой. Эпиктетом, а также с христианским учением (при отрицательном отношении к христианам — XI 3) Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности (II б, 8, VII 31; IX 4—5), космополитический пафос обретает особый смысл в устах повелителя мировой империи (IV 4). В обостренном личном отношении к божеству в пессимизме, близком к трагической безысходности, выражается характерное для Поздней Стой сочетание философского умозрения с интимным религиозным чувством.
В последующие века Марк Аврелий признавался одним из лучших императоров Рима. Его конная статуя на Капитолии в Риме (в Средние века считавшаяся монументом Константина Великого) – самый знаменитый памятник искусства его времени.
В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер. Бог у Марка Аврелия – первооснова всего сущего; это – Мировой Разум, в котором растворяется всякое индивидуальное сознание посла смерти тела. Его этике свойственен фатализм, проповедь резигнации (покорности) и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через самоуглубление и познание фатальной необходимости, правящей миром.
Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 7953
Распечатать

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Римский стоицизм
22.03.2009 - Панеций Родосский (ок. 180 до н. э., Линд, Родос — после 110 до н. э., Афины ?)
22.03.2009 - Посидоний (135–51 до н. э.)
22.03.2009 - Сенека Луций Аней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.)
22.03.2009 - Эпиктет из Гиераполя во Фригии (ок. 50 — после 120)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы