Панеций Родосский (ок. 180 до н. э., Линд, Родос — после 110 до н. э., Афины ?) |
---|
Греческий философ, реформатор стоицизма, основатель учения Средней Стой
Первым проповедником стоицизма в Риме был грек Панеций уроженец о. Родос, который освободил это учение от его первоначальной суровости (близости к кинизму). В то время как др. стоики обычно были уроженцами окраин греч. мира, Панеций явился в нем как несомненный грек; в его лице стоицизм возвращается к утерянной связи с великими мыслителями Аттической Греции. Как философ Панеций тяготеет к Платону, Аристотелю и к их ученикам. Он начинает эллинизацию стоицизма. В мировоззрении Панеция, сведущего в астрономии и географии, много путешествовавшего, сильна эстетическая интуиция, созерцание красоты природы, красоты животных и растений, красоты человека как существа телесного и духовного. Для Панеция зрение и слух – не только средства внешнего познания, но также средства постижения созерцаемого в природе и в вещах Провидения, которое действует и порождает красоту жизни. В отличие от старых стоиков Панеция привлекают все явления физ. природы и весь человек. У старых стоиков, несмотря на основной для них материализм, философия много говорит о борьбе души с телом. У Панеция, напротив, человек рассматривается как единое и прекрасное, гармоничное существо: даже после смерти он продолжает жить в своем потомстве благодаря непрекращающемуся действию мирового Разума. Не только отдельный человек, но и чел-во в целом постоянно возрождается в силу вечной закономерности всего существующего. – Бог и Вселенная, учил Панеций, едины и вечны. Логос, внутренний закон мироздания, пронизывает все, в т. ч. и человека. Гармонична жизнь, которая соответствует космическому строю, Логосу. Когда наступает смерть, все элементы человека возвращаются в круговорот природы и только память потомков хранит его образ. Счастье мудреца – в равновесии; он должен ценить дары природы, а в час испытаний сохранять спартанскую невозмутимость.
Характерное для стоика признание судьбы сохраняется у Панеция, но связывается у него с признанием самостоятельного значения личности. Именно он ввёл понятие «гуманизм». Помимо обязанностей и сурового долга древних стоиков Панеций выдвигает в качестве принципа нравственной жизни также удовольствие. Все эти отклонения Панеция от строгой древней стоической этики долга не были, однако, решительным разрывом с этим учением, а только его смягчением, и во многих случаях стоическое учение об «обязанностях» сохраняет у Панеция свою силу, заменив идеал безусловной морали предписанием соблюдать «обязанности», ибо Панеций предвидит, что необходимость этого соблюдения сохранится для большинства на долгое время. – Этика в представлении Панеция неотделима от пользы, противоречие между этикой и пользой может возникнуть только в силу неправильного их понимания. При обсуждении каждого особого случая необходимо опираться на разум. Как существо самодеятельное, человек сам создает красоту – и вокруг себя, и в самом себе. Умный и хорошо настроенный человек – атлет и, как атлет, он может победить только искусством своих рук и ног. – Воззрения эти вели к ослаблению связи бесстрастия личности с общими космическими законами и к ослаблению – в этике – учения о непреклонной практической разумности, о непреложности долга.
Стоический божественный Логос сохраняет для Панеция первенствующее значение, однако в то время как у других стоиков Логос действует извнеи свыше, у Панеция он постепенно вырастает в человеке в результате постепенного приближения к идеалу. – Панеций различает теоретические и практические добродетели. Он вводит учение о воспитании естественных аффектов и о развитии их до практической и теоретической добродетелей. Во всем этом учении проводится мысль о следовании природе, а в кругу удовольствий им различаются удовольствия естественные и противоестественные. К числу благ, кроме самодовлеющей добродетели, Панеций относит также здоровье, силу и способности. Единая цель всех добродетелей – счастье, к нему каждая добродетель ведет своим путем.
В учении о государстве Панеций отступает от абсолютного монархизма древних стоиков, пытаясь сочетать – в духе Аристотеля – демократию, монархию и аристократию.
| Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 9790 | | |
|
|