Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 986
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Панеций Родосский (ок. 180 до н. э., Линд, Родос — после 110 до н. э., Афины ?)

Греческий философ, реформатор стоицизма, основатель учения Средней Стой

Первым проповедником стоицизма в Риме был грек Панеций уроженец о. Родос, который освободил это учение от его первоначальной суровости (близости к кинизму). В то время как др. стоики обычно были уроженцами окраин греч. мира, Панеций явился в нем как несомненный грек; в его лице стоицизм возвращается к утерянной связи с великими мыслителями Аттической Греции. Как философ Панеций тяготеет к Платону, Аристотелю и к их ученикам. Он начинает эллинизацию стоицизма. В мировоззрении Панеция, сведущего в астрономии и географии, много путешествовавшего, сильна эстетическая интуиция, созерцание красоты природы, красоты животных и растений, красоты человека как существа телесного и духовного. Для Панеция зрение и слух – не только средства внешнего познания, но также средства постижения созерцаемого в природе и в вещах Провидения, которое действует и порождает красоту жизни. В отличие от старых стоиков Панеция привлекают все явления физ. природы и весь человек. У старых стоиков, несмотря на основной для них материализм, философия много говорит о борьбе души с телом. У Панеция, напротив, человек рассматривается как единое и прекрасное, гармоничное существо: даже после смерти он продолжает жить в своем потомстве благодаря непрекращающемуся действию мирового Разума. Не только отдельный человек, но и чел-во в целом постоянно возрождается в силу вечной закономерности всего существующего. – Бог и Вселенная, учил Панеций, едины и вечны. Логос, внутренний закон мироздания, пронизывает все, в т. ч. и человека. Гармонична жизнь, которая соответствует космическому строю, Логосу. Когда наступает смерть, все элементы человека возвращаются в круговорот природы и только память потомков хранит его образ. Счастье мудреца – в равновесии; он должен ценить дары природы, а в час испытаний сохранять спартанскую невозмутимость.

Характерное для стоика признание судьбы сохраняется у Панеция, но связывается у него с признанием самостоятельного значения личности. Именно он ввёл понятие «гуманизм». Помимо обязанностей и сурового долга древних стоиков Панеций выдвигает в качестве принципа нравственной жизни также удовольствие. Все эти отклонения Панеция от строгой древней стоической этики долга не были, однако, решительным разрывом с этим учением, а только его смягчением, и во многих случаях стоическое учение об «обязанностях» сохраняет у Панеция свою силу, заменив идеал безусловной морали предписанием соблюдать «обязанности», ибо Панеций предвидит, что необходимость этого соблюдения сохранится для большинства на долгое время. – Этика в представлении Панеция неотделима от пользы, противоречие между этикой и пользой может возникнуть только в силу неправильного их понимания. При обсуждении каждого особого случая необходимо опираться на разум. Как существо самодеятельное, человек сам создает красоту – и вокруг себя, и в самом себе. Умный и хорошо настроенный человек – атлет и, как атлет, он может победить только искусством своих рук и ног. – Воззрения эти вели к ослаблению связи бесстрастия личности с общими космическими законами и к ослаблению – в этике – учения о непреклонной практической разумности, о непреложности долга.

Стоический божественный Логос сохраняет для Панеция первенствующее значение, однако в то время как у других стоиков Логос действует извнеи свыше, у Панеция он постепенно вырастает в человеке в результате постепенного приближения к идеалу. – Панеций различает теоретические и практические добродетели. Он вводит учение о воспитании естественных аффектов и о развитии их до практической и теоретической добродетелей. Во всем этом учении проводится мысль о следовании природе, а в кругу удовольствий им различаются удовольствия естественные и противоестественные. К числу благ, кроме самодовлеющей добродетели, Панеций относит также здоровье, силу и способности. Единая цель всех добродетелей – счастье, к нему каждая добродетель ведет своим путем.

В учении о государстве Панеций отступает от абсолютного монархизма древних стоиков, пытаясь сочетать – в духе Аристотеля – демократию, монархию и аристократию.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 9790
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Римский стоицизм
22.03.2009 - Посидоний (135–51 до н. э.)
22.03.2009 - Марк Аврелий Антонин (121–180)
22.03.2009 - Сенека Луций Аней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.)
22.03.2009 - Эпиктет из Гиераполя во Фригии (ок. 50 — после 120)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы