Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1133
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Эпиктет из Гиераполя во Фригии (ок. 50 — после 120)

Крупный представитель Поздней Стои

В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона; вероятно, в 70-х — нач. 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа, определившие содер-жание и стиль философствования Эпиктета. Получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с другими философами был выслан Домицианом из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в их числе был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Умер, видимо, при Адриане (возможно, в Риме). Сохранились 4 книги «Бесед», «Руководство" и фрагменты. Различные названия записей Арриана
относились, видимо, к одному сочинению — «Беседам» (первоначально в 8 или 12 книгах). «Руководство» скорее всего составлено Аррианом как сводка наиболее характерных идей учителя (см. Simpl. In Ench. praef. init.).
Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Теория для него — нечто вторичное, она никогда не излагается в «чистом» виде. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает «возврат к истокам», в частности к Хрисиппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей (Diss. 17,9; 17;
II 25 ср. Ench. 46; 52). Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма (напр., Diss. III 22).
Философствование начинается с сознания собственного бессилия (II11, 1 ел.). Задача философии — врачевать больную душу (Diss. Ill 23, 30) и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего — «правильное пользование представлениями». Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора (proaperdis— впервые в стоической традиции он широко использует этот термин) по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает» (129, 7; 24). Сама возможность выбора — единственное внутреннее благо, «то, что от нас зависит» (122,10; 24,5), «мое»: «Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично» (IV 13, 24). Proapedis — первичный интеллектуальный акт (выбор верного принципа оценки), предшествующий суждениям о конкретных представлениях (III 22,19 sq.; 103). Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему — излюбленная тема Эпиктета. Желая стать «из человека богом» (II 19,27), «терпи и воздерживайся» (Gell. N. А. XVII 19), но выход всегда есть — «дверь тебе открыли» (III8,6). Многие мотивы паре-нетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение «Руководства» для нужд монастырской жизни, приписываемое Нилу Анкирскому; еще раньше «Руководство» использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику.
Тексты: Dissertationes ab Aniano digestae. Enchiridion. Fragments, rec. H. Schenkl. Lipsiae, 1916 (Stuttg., 2 ed. 1965); The Discourses as reported by Arrian. The Manual and fragments, with an engl. transl. by W. A. Oldfather. L, 1926-28 (2 ed. 1950); Entretiens, texte etabli et trad, par J. Souilh6 avec la coll. de A. Jagu, vol. 1—4. P., 1949—65; в рус. пер.: Беседы Эпиктета, пер. Г. А. Тароняна. М, 1997; Основания стоицизма, пер. В.Алексеева. СПб., 1888.
Лит.: Маковельский А. Мораль Эпиктета. Казань, 1912; Штаерман E. М. Эпиктет и его место в римском стоицизме.— «Вестник древней истории», 1975, 2, с. 197-210; BonhofferA. Epictct und die Stoa. Stuttg., 1890 (2 ed. 1968); Jagu A. Epictete et Platon. Essai sur les relations du StoTcisme et du Platonisme. P., 1946; D'Agostino V. Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio U Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino» 1950 (2 ed. 1962); BonforteJ. The Philosophy of Epictete. N. Y, 1955; BodsonA. La morale sociale des derniers stoiciens. Seneque, Epictete et Marc Aurele. P., 1967; GretenkordJ. Der Freiheitsbegriflf Epiktets. Bochum, 1981; JfershbellJ. P. The stoicism of Epictetus. Twentieth century perspectives, ANRW И 36, 3. B.-N. Y, 1989, p. 2148-2163; Dobin R. Прошреетс, in Epictetus.—«Ancient Philosophy» 1991, 11, p. 111-135; Oldfather W. A. Contributions towards a bibliography of Epictetus. Chi., 1927.
А. А. Столяров
Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 6012
Распечатать

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Римский стоицизм
22.03.2009 - Панеций Родосский (ок. 180 до н. э., Линд, Родос — после 110 до н. э., Афины ?)
22.03.2009 - Посидоний (135–51 до н. э.)
22.03.2009 - Марк Аврелий Антонин (121–180)
22.03.2009 - Сенека Луций Аней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы