Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 614
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Сенека Луций Аней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.)

Римский государственный деятель, философ-стоик

Луций Анней Сенека был крупнейшим из стоиков Древнего Рима. Он родился в Испании, в Кордубе (Кордова), в знатной семье ритора Марка Аннея Сенеки, сначала сам обучался специальности ритора, но затем – философии, в которой оказался последователем Посидония. Будучи воспитателем Нерона, Сенека возвысился до крупных должностей, которые дали ему возможность составить огромное состояние, удивлявшее современников. При дворе Нерона он домогался подарков – деньгами, имениями, садами и дворцами, проповедуя при этом бедность. Впав в опалу, он просил Нерона взять обратно все эти подарки, говоря, что с него достаточно его философии. Будучи обвинен в заговоре, Сенека покончил с собой (65 г. н. э.) по приказу Нерона.

Сенека был плодовитым писателем, философом, драматургом. Учение его было противоречиво. Сохраняя пантеизм греч. стоиков, т. е. рассматривая мир как единое материальное и разумное целое, С. разрабатывает гл. обр. морально-этические проблемы, при правильном решении которых, по его словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (атараксия). Свою в основе индивидуалистическую этику он пытается связать с задачами общества и государства. Этика Сенеки оказала большое влияние на выработку христианской идеологии. Энгельс называл Сенеку дядей христианства.

Философскую славу принесли Сенеке его моральные сочинения, которые были во все последующие времена излюбленным чтением поклонников моральной философии, а их доступная, популярная форма укрепляла и поддерживала эту славу. Из 3-х частей стоической философии наименьшее внимание Сенеки привлекает ее теоретическая часть – логика и теория познания. Сенека постоянно возражает против чрезмерного увлечения лог. вопросами и тонкостями. В теории познания он ограничивается тем, что больше других стоиков останавливается на доказательстве устойчивости выведенных из опыта общих понятий. Проблемы морали настолько преобладают у Сенеки, что им он посвящает значительные части рассуждений в своих «Естественнонаучных вопросах», не говоря уже о «Письмах», где моральная дидактика главенствует.

Однако сводить к одной морали содержание философии Сенеки не приходится. Сенека – настоящий стоик, философ, развивающий в качестве стоика учение материалистического монизма во всех частях философии. Согласно учению Сенеки, все телесно. Это значит, что все есть теплое дыхание, или «пневма», т. е. огонь. Физика Сенеки есть физика гераклитовского огня. В своем наиболее чистом и тонком виде этот огонь пребывает на небе. Опускаясь вниз, огонь по мере приближения к земле уплотняется. В земле он остывает и окаменевает. Боги, как и душа человека, телесны. Душа есть истечение высшего огня и восходит к высшему огню. У мудреца это восхождение совершается сознательно, в природе – бессознательно. Следуя древним стоикам, Сенека принимает их учение о периодически повторяющихся воспламенениях мира. Учение Сенеки о первоогне телеологично и вместе с тем фаталистично.

Четкого разграничения областей бытия у Сенеки не проводится. Для него совершенно тождественны Бог, провидение, судьба, природа. Вечные законы природы получают осознание в человеке, в нем они становятся его свободной волей. Мировоззрение Сенеки – настоящий пантеизм, проникнутый мыслью о гармонии космоса и хаоса, а космос для Сенеки – единый и общий для богов и для людей. Вместе с древними греческими стоиками Сенека наделяет психической жизнью и обожествляет все небесные светила и все поднебесье.

Ученик Посидония, Сенека усвоил от него ряд учений Средней Стой. Как и у Посидония, стоицизм Сенеки окрашивается в тона платонизма и в учении о бытии, и в психологии, и в этике. Таковы в онтологии учения о бестелесном мировом разуме и о бестелесной душе. – Впрочем, учение Сенеки о душе путано. С одной стороны, душа у него вполне телесна и, как у греч. стоиков, есть «пневма», весьма тонкое, весьма легкое, но все же материальное теплое дыхание. С др. стороны, в ряде мест Сенека говорит о душе как о самотождестве чел. духа. В этом последнем смысле душа, согласно утверждению Сенеки, есть сам покой, сама неизменность. В то же время душа характеризуется и как область постоянной борьбы, ее жизнь – как область побед и поражений, а ее задача – как задача освобождения от аффектов и от всякой скверны, как задача восхождения к Богу. Все это оттеняется постоянными жалобами Сенеки на слабость души и на трудности ее борьбы за освобождение от материи. В этих противоречиях сходит на нет материализм и материалистический монизм философии Сенеки.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 14728
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Римский стоицизм
22.03.2009 - Панеций Родосский (ок. 180 до н. э., Линд, Родос — после 110 до н. э., Афины ?)
22.03.2009 - Посидоний (135–51 до н. э.)
22.03.2009 - Марк Аврелий Антонин (121–180)
22.03.2009 - Эпиктет из Гиераполя во Фригии (ок. 50 — после 120)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы