|
Сенека Луций Аней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) |
---|
Впервые у Сенеки понятие о стоическом мудреце подверглось преобразованию: на место учения о самоутверждении древнего стоического мудреца было выдвинуто представление о слабости человека и о его беспомощности: человек отпал от мирового разума и безуспешно стремится вновь вернуться в исходное состояние. У Сенеки и здесь противоречие. Мудрец достигает у Сенеки высочайшего состояния. Истинный мудрец не знает никаких бурь и пребывает в безмолвии надлунного мира. Но такой мудрец – величайшая редкость. Как птица Феникс, он появляется один раз в пятьсот лет. По своей природе человек слаб и вполне беспомощен, погружен в зло и в грех, почти лишен возможности выйти из своего греховного состояния. Бог Сенеки – отнюдь не личный Бог хр. монотеизма, его огненный мировой Разум не имеет ничего общего с хр. представлением о личном Боге. Жизнь мира и его история представляют собой величавый, гармоничный и целостный круговорот, где все его части протекают в согласованности, а все стихии переходят друг в друга и в котором все возникает из всего.
У Сенеки много противоречий и в понимании Бога. У него Бог одновременно есть и огонь, иначе говоря – тело, и идея, разум, творящая сила, любящий Отец. За отпадение мира от истины Бог устраивает мировой пожар, в кот. мир погибает без остатка; только влага, остающаяся после мирового пожара, – след мира погибшего и залог возникновения нового, лучшего мира. Образ воспламенения мира, самосжигающегося, как Геракл после подвигов, и таким образом несущего кару за свои грехи и злодейства, – выразительное изображение судьбы мира и мирового процесса у Сенеки. Тем не менее эта участь постигает мир не из-за гнева богов. В мире все происходит, даже землетрясения, согласно законам природы, и даже сам Бог не властен изменить материю.
Наряду с этим натурализмом Сенека учит о том, что жизнь человека определяется звездами, так что мистическое и мифическое объяснение явлений природы и чел. жизни сохраняется у него во всей своей силе: с одной стороны, в мире невозможны никакие случайности, а с др. – все в мире от Бога, и катастрофы, которые представляются нам случайными, непостижимы для нас только вследствие нашего незнания. Натурализм, критическое и даже насмешливое отношение к мифологии совмещаются у Сенеки с их признанием и даже с фил. обоснованием гаданий, вплоть до признания гаданий по блеску молнии и по внутренностям животных.
Юпитер двоится у Сенеки. Сенека отличает от народного (капитолийского) Юпитера образ Юпитера для верующего философа; последний представляется в разных обликах ради демонстрации своих различных, совершенно духовных функций.
Антропология Сенеки противоречива. Согласно его взгляду, природа человека в основе своей непорочна. Однако эта чистая природа подверглась порче. В результате тело превратилось в темницу души, в непреодолимые для нее оковы. Поэтому истинная жизнь души возможна лишь вне тела, а сама душа – лишь гость тела, узник, заключенный в теле, как в темнице, откуда она освобождается для непорочной, блаженной, безмолвной жизни на небе.
Философ проявляет непоколебимую стойкость при всех случаях угрожающих ему бедствий и крушений, всегда стремится к добродетели только через самое добродетель и к избавлению от скорби только через истину. Божество может быть созерцаемо скорее в диких рощах, чем в храмах, оно является в бьющих из глубины земли горячих ключах, в глубинах рек и озер.
Сенека считал всех людей равными. Все люди – члены единого мирового целого, все люди безусловно равны между собой, даже преступники – те же люди; перед человеком открыты бесконечные пути совершенствования, так что в результате настойчивого стремления к добру добро непременно одержит победу над злом. В то же время Сенека презирал рабов, считал унизительным всякий ремесленный труд в силу его неизбежной утилитарности и допускал только дух. творчество как единственно свободное. – Он осуждал гнев, призывал к ласке и всепрощению, проповедовал милосердие и любовь к ближнему. Как стоик, он полагал, что при безнадежной запутанности в противоречиях жизни философ должен добровольно уходить из нее, и он на самом себе исполнил эту заповедь, покончив жизнь самоубийством, правда, по приказанию Нерона. Но в этом случае исполнение предписания совпало с собственным внутренним решением. | Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 14761 | | |
|
|
Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице<< 1 2 |
|
Дополнительно по данной категории |
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|