Интенция | Все о философии

22.03.2009 - Физика Эпикура

1. Основоположения физики Эпикура
2. Множество миров
3. Немного о Лукреции



Основоположения физики Эпикура


Физика Эпикура зиждется на 3 принципах:

– ничто не возникает из небытия;

– ничто не исчезает в небытии;

– Вселенная всегда была такой, какая она есть, и всегда будет такой.

Вселенная состоит только из тел и пустоты. О существовании первых свидетельствует восприятие. Пустота – предпосылка для существования и движения тел. эпикур примыкает к атомизму демокрита. Тела суть сочетания атомов. У атомов нет никаких качеств, кроме формы, веса и величины. Они делимы математически, но не физически. Ибо только таким образом можно понять, что они не исчезают в небытии, и даже различаются по видам. Из различных видов атомов складываются формы тел. – Атомы вследствие своей тяжести непрерывно падают в пространстве параллельно друг другу. В силу случайности некоторые из них изменяют свое направление, наталкиваются на другие, "переплетаются" и тем самым порождают тела. Неисчислимые атомы и пустота безграничны. Поэтому эпикур говорит о существовании во Вселенной бесчисленного мн-ва миров. – Физика Эпикура определяется прежде всего стремлением исключить из мирового процесса все сверхъестественные причины, признание которых держит человека в постоянном трепете. Поэтому Эпикур ищет успокоения духа в материалист. миросозерцании. Вся цель, все счастье человека, по Эпикуру, заключается в его личном довольстве. Такому этическому индивидуализму соответствует и физ. индивидуализм, т. е. признание отдельных атомов как первоначал всего сущего.

B отл. от Левкиппа, признававшего изначальное движение атомов в пустоте, Эпикур сводит движение к падению вниз, между тем как Демокрит сознавал, что в бесконечности нет верха или низа. У Демокрита быстрота падения пропорциональна объему их; отсюда возникает взаимное столкновение, порождающее вихревые движения. Но уже Аристотель справедливо указывал, что в пустом пр-ве быстрота падения всех атомов должна быть равномерна, так что вращательное движение и столкновение возникнуть не могут. На этом основании Эпикур вносит в физику Демокрита поправку: он учит, что атомы обладают способностью сами по себе «незначительно» отклоняться от вертикального направления. Такое предположение представлялось ему необходимым для объяснения столкновений атомов и образования тех крупных движущихся масс, из которых произошли миры по Демокриту. – В этом воззрении Цицерон вообще усматривает уклонение от механического детерминизма атомистов: хотя отклонение Эпикур предполагает и минимальное, но оно – беспричинно, не определяется никакой необходимостью. Если для Левкиппа атомизм являлся принципом рационального механического миропонимания, то Эпикур восстает против самого понятия необходимости; по его мнению, лучше следовать мифу о богах, которых можно смягчить мольбами, нежели рабствовать этой неумолимой госпоже, изобретенной физиками.



Эту мысль он проводит настолько последовательно, что отрицает единообразие или закономерность небесных явлений, которая представляется ему праздным измышлением астрологов: одно и то же небесное явление, напр., движение Солнца или Луны, может быть результатом различных причин, каждая из которых достаточна для его объяснения. Это показывает, как далек был Эпикур от того научного интереса тех физиков, к которым он примыкал. Он заимствует от атомистов и учение о душе, слегка изменяя его: как и у них, она состоит у него из мелких удобоподвижных атомов (хотя и не из одних огненных, как у Демокрита). Эпикур особенно настаивает на том, что по смерти душа рассеивается, так что никаких посмертных страданий или ощущений быть не может. Теория восприятия (посредством призрачных образов, состоящих из атомных истечений) тоже заимствована Эпикуром у атомистов, как и их представление о богах: существование богов – телесных, человекообразных и прекрасных "живых идолов" или образов, какими их признавал Демокрит, – допускает и Эпикур. Общее согласие всех народов, общее мнение или представление свидетельствует об их реальности; но суждения о них – ложны и превратны. В действительности эти существа далеки от бренного мира и чужды ему. Эпикур помещает их в промежутках между мирами, чтобы показать, что образование этих миров их не касается и разрушение им не опасно. Чуждые забот и страхов, они сами их никому не дают; безмятежные, чуждые любви, страсти или гнева, они пребывают в покое, являя образец истинного блаженства и не вмешиваясь в чел. или мирские дела.

Множество миров


Эпикур считает, что тела состоят из атомов, которые находятся в постоянном движении. Механизм движения атомов находится в самих атомах. Если бы тела делились до бесконечности, то они исчезли бы, поэтому единственной составляющей тел являются атомы. Все изменения в телах происходят из-за перемещения атомов. Число атомов бесконечно, поэтому и Вселенная бесконечна. Вселенных бесконечное множество. Другие вселенные тоже состоят из атомов, но более мелких, чем атомы огня и воздуха.

Эпикур признает бесчисленное мн-во миров, в промежутках которых обитают блаженные и беспечные боги. Они совершенно чужды миру и служат как бы образами блаженной жизни. Это – такие боги, которых нельзя бояться: они не мешают покою и счастью человека. На основании такого механического миросозерцания построена и этика Эпикура. Он отвергает целесообразное строение природы. Душа состоит из круглых атомов; ощущение есть не что иное, как действие истечений из вещей. Материальные движения обусловливают движения нашей души и воли. Все оставшееся время после Эпикура атомизм был связан с его именем, а не с именем Демокрита (последнего вспомнили лишь в Новое время).

Немного о Лукреции


В I веке жил римский поэт Лукреций. Он написал в стихах дидактическую поэму «О природе вещей», в кот. содержалось изложение атомистической теории, и имя Эпикура обожествлялось, это едва ли не вестник неба, который принёс истину людям; одним из элементов этой истины является атомистическая теория. Сама поэма атеистическая – отрицание богов.

В лице Лукреция эпикуреизм приходит к уничтожающей самокритике. Человек здесь уже далек от прежнего спокойного и благородного эстетического самосозерцания. Он видит свою ничтожность перед бесконечно могущественной и самовольной природой и не знает, куда деться от слез и отчаяния. У Лукреция олицетворенная природа этого отчаявшегося и плачущего человека утешает тем, что он рассыплется на атомы, умрет и что потому все его страдания временны.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=155