Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Философия истории

1. Проблема истории
2. Августин Блаженный и «град Божий» (“De civitate Dei”)

Проблема истории


Августин справедливо считается философом, первым рассмотревшим проблему истории. Дело в том, что в античности не было линейного представления о времени. Вселенная представлялась, как написано у Гераклита, мерами загорающей, мерами затухающей. Мир представлялся цикличным, миром, в котором все повторяется.

Эта концепция циклического времени не могла породить философско-исторической концепции, и поэтому античные философы практически не занимались проблемами истории. Августин спорит с этой концепцией, доказывая, что она неистинна, несправедлива хотя бы по одной простой причине: что если Бог сошел на землю, очеловечился и искупил наши грехи, то в мире циклическом эта искупительная жертва Спасителя теряет свой смысл. Эта жертва имеет смысл, если наш мир единственный и имеет свою собственную историю. То, что в мире есть история и что эта история развивается по законам, предписанным миру Богом, это – факт, который мы можем узнать благодаря Священному Писанию.

Ветхий Завет говорит нам о том, что у Бога был замысел при создании нашего мира, и человек, благодаря помощи Божьей, может этот замысел познать. Об этом говорит и деятельность пророков, которым давалась эта способность познания и предсказания будущего. Всю историю Августин делит на 7 периодов, вернее на 6 периодов, а 7-й является седьмым днем, днем отдыха. Вся история между грехопадением и Страшным судом делится на 6 периодов, каждый имеет свой собственный смысл.

1) Первый период – от Адама до Всемирного потопа,

2) второй – от потопа до Авраама,

3) третий от Авраама до Давида,

4) четвертый – от Давида до переселения в Вавилон,

5) пятый от переселения в Вавилон до воплощения Иисуса Христа,

6) сейчас идет шестой период, шестой век,

7) а седьмой век будет потом, этот век будет нашей субботой после воскресения из мертвых.

Каждый период имеет свой собственный смысл и свою собственную задачу на земле. Августин сразу же указывает, что промежутки времени всех этих периодов различные и нельзя искать никакой временной зависимости. Поэтому невозможно предсказать, когда наступит 7-й период, когда закончится наш 6-й день, поэтому Августин отрицал концепцию хилиазма, утверждая, что невозможно знать время конца нашего мира.

2. «О граде Божием» (“De civitate Dei”)


1. Противостояние двух форм жизни

Изложенное августином в его книге “О граде Божьем” (точнее, “О государстве Бога” – “De civitate dei”) понимание истории имело огромное влияние на средневековую европейскую философию истории и реальное политическое разделение властей.

Из самого названия вытекает то, что существует некое государство, некий град, в котором будут жить праведники и которое противостоит другому сообществу – государству земному. Жители первого, земного государства живут по человеческим стандартам, земным законам; жители небесного града живут согласно Божественной воле. Первые любят себя, вторые – Бога; первые наслаждаются тем, чем надо пользоваться, вторые – имеют упорядоченную любовь.



Нельзя, конечно, понимать, что это есть какое-то конкретное историческое или географическое образование. Земной град отнюдь несиномичен какому-то образованию, более того, каждый человек не знает, к какому граду он принадлежит. Ибо каждый человек совершает в своей жизни такие поступки, которые могут принадлежать и к одному и к другому граду, только один Бог знает, спасется этот человек или не спасется, к какому граду он принадлежит.

2. История как борьба двух царств

История понимается как борьба двух царств; града (государства) Божьего и града земного. Они строятся на различной направленности любви: "...град земной основан на любви к себе, вырастающей до отрицания Бога, град небесный – на любви к Богу, вырастающей до отрицания себя". Хотя этой картине и соответствуют Церковь и государство как внешние формы ее проявления, но в каждом из них находятся представители другого духовного порядка. Так в реальной истории постоянно возникает смешение обоих царств, пока в конце времен они не будут разделены, в результате чего победит град Божий.

Размышляя о судьбах мира, Августин делил человечество на 2 непримиримые области. С одной стороны, это богоизбранные со Христом во главе, с другой – грешники, изначально осужденные на погибель. Человеческая история представлена Августином как борьба 2-х символических царств – «града земного» и «града Божия». «Град земной» населяют эгоисты, себялюбцы, которые любовью к себе подменяют любовь к Богу. Напротив, «град Божий» состоит из праведников, которые свою любовь к Богу доводят до презрения к себе. Исторический прогресс заключается в постепенном вытеснении земной греховности Божественной благодатью как в человеческом обществе, так и в душе каждого человека. Это учение – попытка дать концепцию своеобразной философии истории, которая впоследствии была развита другими мыслителями.

3. Вавилон

Символом града земного является Вавилон или Римская империя, которую Августин называет вторым Вавилоном, а символом града небесного является Иерусалим, или земная Церковь. Но если церкви на земле бывают разные, что же говорить о человеке? Человек может быть формально в Церкви, а на самом деле в глазах Божиих принадлежать к земному граду. К земному государству, т.е. к реальному земному образованию Августин относился по-разному. С одной стороны – он его отрицал как безусловное благо, но с другой – он его признавал и считал относительным благом, потому что земное государство помогает людям в этой жизни. Этим благом не следует наслаждаться, следует лишь пользоваться. Хотя Августин часто нападал на государство, особенно на Римское, которое долгое время противостояло христианству, однако и в этом Римском государстве Августин видит некоторые достоинства, считает, что это государство отвечает всем критериям государства и помогает людям в их жизни.

Это государство возникает, конечно, вследствие грехопадения и существует только в земной жизни. Государство полезно потому, что оно является гарантом мира, гарантом порядка. В земном государстве это порядок телесной организации, это является тем положением, по которому государство можно признавать и считать относительным добром.

(ИХТИК: Августин считал, что всякое насилие, будь то насилие над ребенком или государственное насилие, есть следствие греховной испорченности человека. Оно хотя и неизбежно, но достойно презрения. Отсюда и государственную власть Августин, хотя и признавал, но характеризовал отрицательно, называя ее большой разбойничьей шайкой.)

Град Божий

Что же такое Град Божий? Это всеобщее единство во Христе – то Царство Небесное, о котором возвестил Спаситель. Оно имеет двоякий смысл: как идеальное Царство Духа и как высшая цель истории. С древнейших времен история человечества представляла собой историю борьбы двух градов. Человеческий град полон любви к себе, это град цивилизации и всего земного; град же Божий целиком живет в свете истины. В драматической борьбе Град Божий преодолевает ограниченность града земного. Церковь, воплощение Града Божьего, странствует на земле, одухотворяя ее, освящая град земной.

В сущности, полагает Августин, любые мечты о Церкви как о некоем завершенном, идеальном христианском обществе останутся мечтами. Становление Града есть реальный процесс, но только как подготовка будущего Царства: полноты бытия можно достигнуть лишь с полным освобождением от оков падшей человеческой природы. Августин в момент общего отчаяния показал, что с пришествием Христа история не кончилась, а началась, и что никакие потрясения не могут остановить ее ход. Так, он вселил надежду в христиан Запада, одновременно указав Церкви на ее великую задачу.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=184