Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Учение о Боге Фомы Аквинского

1. Самостоятельность Бога
2. Бог как чистое Бытие
3. Активность Божия
4. Идеи

Доказав существование Бога, мы можем теперь высказать о нем рассуждать.

Самостоятельность Бога


Фома был убежден, что:

1) атрибуты Бога можно познать разумом;

2) но человеческий разум не может их познать непосредственно, а только опосредованно, путем негативным – либо через запрет, либо через бесконечное усиление атрибутов конечных существ;

3) метафизическая сущность Бога выражается в Его самостоятельности. Бог является единственным бытием, которое существует само по себе, все остальное выступает как зависимое бытие.

Являясь самостоятельным, Бог не имеет причины. Нет ничего такого, что могло бы быть причиной Его изменения, следовательно, Он неизменен.

Он вечен, без начала и конца, поскольку становление и завершение были бы Его изменениями.

Он нематериален, поскольку является простым, несложным бытием, основанием же любой сложности является материя.

Его сущность идентична с существованием, поскольку простое бытие не может состоять из каких-либо элементов.

Он не имеет рода и поэтому не может быть определен.

Атрибутами Бога являются совершенство, мудрость, всемогущество, премудрость, воля и т. д. Этим множеством разнообразных понятий ограниченный человеческий разум пытается охватить простую природу Бога.

Бог как чистое Бытие


Главной философской базой в обосновании христианской веры стало для Фомы Аквинского философское учение Аристотеля, в котором, с помощью научных аргументов, в итоге доказывается бытие некой единственной всемирной идеальной сущности (Ума).

Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само Бытие. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете.



Активность Божия


Бог есть чистая активность. В Боге нет никакой сложности, и поэтому он не является телом, так как тела слагаются из частей. Он не может быть само-материей (были такие теории).

Греческий Бог не дарует бытие, он сам определенный модус бытия. Его бытие не тотально, но частично, ибо материя существует от века и независимо от него. Томизм интересуют не столько формы, сколько бытие, конкретизирующееся через формы. Бог дарует своим созданиям бытие, а это больше, чем формы. Бог не просто Вечный двигатель, как называл его Аристотель, он – частный акт, творец, и как творец, он двигатель. Томистские доказательства существования Бога не физические, а физико-метафизические.

Новизна и глубина такой интерпретации в том, что все в реальности обретает свой смысл и назначение: нет отныне ничего пустяшного, все малое и незначительное бытийствует как знаемое и желанное Им. Древние проблемы обретают иное звучание. Понятие каузальности Аристотеля под пером Аквината трансформируется, ибо ее объект не формы, но бытие. Чтобы объяснить, как, будучи вне Бога, который есть бытие по преимуществу, существа имеют бытие, он вводит понятие участия. Аристотелевский Бог притягивает все вещи к себе как финальной причине, мир вещей не им созданный. Томистский Бог притягивает к себе созданное им по безмерной любви, оставляя в креативном акте поле любви открытым, оттого еще более прочным.

Но, может быть, Бог создал мир ради славы своей, которую нельзя ни умалить, ни возвеличить? Нет, Творец создал все для вящей славы нашей, а не своей, не затем, чтобы наслаждаться, потому что прекрасно, а затем, чтобы беседовать со своим творением. Бог любви, он не замкнут в кругу своих мыслей, как Бог Аристотеля.

Идеи


Хотя в божественном интеллекте нет никакой сложности, тем не менее ему дано познание многих вещей. В этом можно усмотреть трудность, но надо учитывать, что познаваемые им вещи не имеют в нем отдельного бытия. Не существуют они и per se, как полагал Платон, ибо формы естественных вещей не могут существовать или быть познаны отдельно от материи. Тем не менее Богу должно быть доступно познание вещей до сотворения мира. Разрешается эта трудность следующим образом: «Понятие божественного интеллекта, как Он познает Самого Себя, которое есть Его Слово, это - не только подобие Самого познанного Бога, но и всех вещей, подобием которых служит божественная сущность. Посему Богу дано познание многих вещей; оно дано одному интеллигибельному виду, который является божественной сущностью, и одному познанному понятию, которое является божественным Словом».

Каждая форма, поскольку она есть нечто положительное, представляет собой совершенство. Божественный интеллект включает в Свою Сущность то, что свойственно каждой вещи, познавая там, где оно подобно ему и где отлично от него; например, сущность растения составляет жизнь, а не знание, сущность же животного – знание, а не разум. Таким образом, растение подобно Богу тем, что оно живет, но отлично от него тем, что лишено знания; животное подобно Богу тем, что оно обладает знанием, но отлично от него тем, что лишено разума. И всегда отличие творения от Бога носит негативный характер.

Бог познает все вещи в одно и то же мгновение. Его познание - не привычка, оно не имеет ничего общего с дискурсивным, или доказательным познанием. Бог – сама истина.

Лит: Лега В.П. История западной философии
В. Татаркевич. История философии. Античная и средневековая философия
Э.Жильсон «История христианской философии в Средние века»

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=239