Интенция | Все о философии

23.03.2009 - Мальбранш. Всё о Боге

Метафизика

Итак, мы познаем тела посредством идей (в Боге), а души посредством чувств. А Бог? Бог познает это Сам в Себе. Суждение "Бог есть" верно, как верно суждение "я мыслю, следовательно, я существую". Мальбранш использует онтологическое доказательство, ссылаясь на атрибут бесконечности. "Если Бог мыслим, значит Он должен существовать".

Напомним некоторые его мысли о связи бесконечного Бога с конечным миром. Если Бог бесконечен, то содержит все в Себе. Еще неоплатоники говорили, что не душа в мире, но мир в душе, а душа, в свою очередь, на пути к высшим сущностям, и все — в Боге. Нечто подобное повторяет Мальбранш, расширяя мысль неоплатоников. Бог действителен не только во всей вселенной, но и выше, ибо Бог не останавливается на Своем собственном творении, а, понимая, превосходит его. Именно потому, что все в Его необъятности, Он может быть всем во всем.

Вот отрывок диалога между Теодором и Аристом из "Бесед", выражающий эти мысли в художественной форме.

"Теодор. — Бог, или Бесконечно Совершенное Бытие, независим и неизменен. Он всемогущ, необходим, бесконечен. <...>

Арист. — Потише. Он всемогущ, вечен, необходим; ладно, эти атрибуты подходят к Бесконечно Совершенному Существу, но почему бесконечен?' Что вы хотите этим сказать?

Теодор. — Я хочу сказать, что Божественная субстанция повсюду, не только во вселенной, но и бесконечно дальше нее, ибо не столько Бог в Своем творении, сколько, скорее. Его творение включено в Него и существует в субстанции, которую Он охраняет своей силой и всемогуществом. Именно в Нем мы находимся; в Нем мы обладаем жизнью и движением; как говорит апостол: "In ipso vivimus, movemur et sumus "

Арист. — Но Бог бестелесен, следовательно, не может быть рассеянным повсюду.

Теодор. — Именно потому, что бестелесен, Он может быть повсюду. Будь телесным. Он не мог бы проникать в тела так, как это делает:

иначе мы бы имели противоречие наподобие равенства суммы двух отрезков одному, имеющему такую же длину, как каждый из этих двух. Поскольку субстанция бестелесна, она не локализована, как тела — от больших слонов до маленьких мошек.

Эта целокупность везде, где она есть, а находится она везде и всюду, или, скорее, именно из нее все создано, ибо суть Творца в Его интимной связи с созданием.

Сотворенное пространство относится к Божественной безмерности, как время к вечности. Все тела простираются в безграничности Бога, как времена следуют друг за другом в вечности. Все, что вне последовательности времен, всегда есть Бог. В Его существовании нет ни прошлого, ни будущего, всегда только настоящее, неизменное, вечное. В субстанции нет ни большого, ни малого — все одинаково просто, бесконечно. Бог сотворил мир, но воля творить не ушла в прошлое; Бог его изменяет, но воля изменить мир не относится к будущему. Творческая воля, ставшая и грядущая, неизменна. Одним словом, Бога не было и не будет, но Он есть.

Его протяженность и продолжительность, если можно употребить эти слова, суть сама целокупность вечности и в каждый из моментов. Точно так же Бога нет частично на небе и частично на земле. Он целиком везде в своей безмерности и во всех телах, во всех частях материи, даже если ее делить до бесконечности. Точнее говоря, не столько Бог в мире, сколько мир — в Боге, в Его безмерности, как не вечность во времени, а время — в вечности...".

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=339