Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Парадигма Просвещения

Просвещение

1. Век Просвещения

XVIII век заслуженно называют веком Просвещения. В этот период европейской истории научное знание вышло за пределы узкой группы ученых, все больше становясь достоянием широкого круга людей, способствуя их образованию и просвещению.

Распространение идей Просвещения во многом было обусловлено тем обстоятельством, что они выражали умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии с ее практическими и политическими интересами. Не случайно “дух Просвещения” зародился в Англии, раньше других стран вставшей на капиталистический путь развития. Потребности развития свободного предпринимательства не только стимулировали развитие науки и техники, просвещения и образования, но и требовали изменения политических отношений, преодоления всех форм несвободы и зависимости человека от внешних условий. Поэтому важнейшее место в философских доктринах этой эпохи занимали проблемы социально-политические, из анализа которых нередко вытекали революционные выводы.

2. Жить собственным разумом!

Термин «Просвещение» был впервые употреблен Вольтером, а определение понятия «Просвещение» дал Иммануил Кант: «Просвещение есть необходимая историческая эпоха развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Просвещение – это выход человека из состояния своей незрелости, в котором он находится по собственной вине. Незрелость – это неспособность обходиться собственным разумом без руководства со стороны других».

Тенденция “Жить собственным разумом!” основывается на особой роли знаний в социальном развитии – просветительском рационализме. С этой т. зр. мир представляет собой единое целое, связанное разумными законами, прежде всего законами механики. Поэтому разумное поведение человека и общества – это следование законам природы, познание которых объявляется одной из самых высоких ценностей человеческого общества.

Господствующим умонастроением эпохи стала уверенность в безграничных возможностях человеческого разума, вооруженного новейшей наукой, вера в то, что силой разума можно достигнуть социального прогресса и переустроить общество на началах добра и справедливости. Поэтому просветительская идеология выступает под лозунгом «разум может все».

3. Свобода и права человека

Человек XVIII в. уверен, что он существо свободное, способное противопоставить свою разумную волю как природной стихии, так и Божественному детерминизму, вправе подвергнуть самой беспощадной критике общественный порядок, государственный строй, религиозные догмы и установления – все то, что, на его взгляд, не согласуется с доводами разума.

4. Неудачи истории – это ошибки непросвещенного разума

В идейном наследии французского Просвещения особое место занимают социально-политические доктрины. Они не только имели теоретическое значение, но и оказали существенное влияние на процесс формирования основ европейской государственности. Человек и общество, гражданин и государство, принципы государственного устройство – главные темы социально-политических трактатов просветителей этого направления. Их идейная направленность выражалась главным образом в критике абсолютистской монархии и в обосновании преимуществ республиканской формы правления, демократических начал, основанных на свободе и правовом равенстве граждан.



В трактовке истории их взгляды опираются на идею о том, что все негативные моменты в обществе – это ошибки непросвещенного разума, их могло бы и не быть и их можно ликвидировать путем привнесения знаний в человеческое об-во, и прежде всего в умы правителей. Люди не столько плохи, сколько невежественны; и особенно тяжелы последствия невежественного руководства (властей). В просветительской парадигме важную роль играет своего рода вера – представление об определяющей роли сознания в развитии общества.

Основу просветительской концепции составляет вера в то, что силами человеческого разума возможно достигнуть социального прогресса и усовершенствовать общество во всех его областях. С просветительской т. зр. единственным регулятором прогресса является человеческий разум, а человек мыслится как существо свободное, разумное, способное переустроить общество на разумных, нравственных, добрых началах.

5. Распространение атеизма и материализма

Поэтому категорически отбрасываются любые концепции, связанные с потусторонним (божественным или иным) вмешательством или с ограниченностью человеческого разума.

Характерной чертой многих воззрений этой эпохи был атеизм как своего рода манифест здравомыслящего человека, свободного от религиозной зависимости. В лице “просветителей” мы встречаемся с наиболее беспощадной и жестокой критикой религиозного мировоззрения, которую они ведут ради избавления от пережитков давних времен. При этом их негодование было направлено и против религиозных социальных институтов, и против священников как выразителей и проводников ненавистного им мировоззрения.

Преобладающей онтологической позицией был материализм, с которым связаны эмпирико-сенсуалистические мотивы в теории познания, свойственные целому ряду просветителей. Тем не менее явление “французское Просвещение” нельзя сводить к материализму, ибо отнюдь не все французские просветители были материалистами.

6. Первая «Энциклопедия»

Весьма заметным явлением Просвещения было издание во Франции 35-томной Энциклопедии – первого в истории человечества энциклопедического издания, в котором были собраны и обобщены научные, философские, религиозные, культурные, литературные и прочие знания. В процессе его подготовки образовался круг так называемых энциклопедистов во главе с Дидро и д'Аламбером, в который в разное время входили Вольтер, Руссо, Монтескье, Гольбах, Гельвеции, Кондильяк, Тюрго, Бюффон.

7. Предшественники Просвещения

Предшественниками Просвещения иногда называют Сократа, Шартрскую и Сен-Викторскую школы, а также эпоху Возрождения.

8. Просвещение – основа современной цивилизации

Однако именно во Франции XVIII в. мы имеем классическое Просвещение, являющееся концептуальной основой современной цивилизации. Как бы мы ни относились к фр. Просвещению, к Вольтеру, Руссо и Дидро, нельзя не признать, что непосредственные основы современной цивилизации лежат именно во французском Просвещении. Правовое устройство нашего общества, умонастроение большинства людей, вера в прогресс – все это уходит корнями в эпоху фр. Просвещения.

Постановление «Основы социальной концепции РПЦ» (митр. Кирилл) указывает на «права человека» как важную веху человечества. «Принцип свободы совести, появившийся как юридическое понятие в XVIII-XIX веках … ныне утвержден Всеобщей декларацией прав человека, входит в конституции большинства государств».

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=449