|
Парадигма Просвещения |
---|
Просвещение
1. Век Просвещения
XVIII век заслуженно называют веком Просвещения. В этот период европейской истории научное знание вышло за пределы узкой группы ученых, все больше становясь достоянием широкого круга людей, способствуя их образованию и просвещению.
Распространение идей Просвещения во многом было обусловлено тем обстоятельством, что они выражали умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии с ее практическими и политическими интересами. Не случайно “дух Просвещения” зародился в Англии, раньше других стран вставшей на капиталистический путь развития. Потребности развития свободного предпринимательства не только стимулировали развитие науки и техники, просвещения и образования, но и требовали изменения политических отношений, преодоления всех форм несвободы и зависимости человека от внешних условий. Поэтому важнейшее место в философских доктринах этой эпохи занимали проблемы социально-политические, из анализа которых нередко вытекали революционные выводы.
2. Жить собственным разумом!
Термин «Просвещение» был впервые употреблен Вольтером, а определение понятия «Просвещение» дал Иммануил Кант: «Просвещение есть необходимая историческая эпоха развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Просвещение – это выход человека из состояния своей незрелости, в котором он находится по собственной вине. Незрелость – это неспособность обходиться собственным разумом без руководства со стороны других».
Тенденция “Жить собственным разумом!” основывается на особой роли знаний в социальном развитии – просветительском рационализме. С этой т. зр. мир представляет собой единое целое, связанное разумными законами, прежде всего законами механики. Поэтому разумное поведение человека и общества – это следование законам природы, познание которых объявляется одной из самых высоких ценностей человеческого общества.
Господствующим умонастроением эпохи стала уверенность в безграничных возможностях человеческого разума, вооруженного новейшей наукой, вера в то, что силой разума можно достигнуть социального прогресса и переустроить общество на началах добра и справедливости. Поэтому просветительская идеология выступает под лозунгом «разум может все».
3. Свобода и права человека
Человек XVIII в. уверен, что он существо свободное, способное противопоставить свою разумную волю как природной стихии, так и Божественному детерминизму, вправе подвергнуть самой беспощадной критике общественный порядок, государственный строй, религиозные догмы и установления – все то, что, на его взгляд, не согласуется с доводами разума.
4. Неудачи истории – это ошибки непросвещенного разума
В идейном наследии французского Просвещения особое место занимают социально-политические доктрины. Они не только имели теоретическое значение, но и оказали существенное влияние на процесс формирования основ европейской государственности. Человек и общество, гражданин и государство, принципы государственного устройство – главные темы социально-политических трактатов просветителей этого направления. Их идейная направленность выражалась главным образом в критике абсолютистской монархии и в обосновании преимуществ республиканской формы правления, демократических начал, основанных на свободе и правовом равенстве граждан.
| Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 13878 | | |
|
|
Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице1 2 >> |
|
Дополнительно по данной категории |
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|