|
Парадигма Просвещения |
---|
В трактовке истории их взгляды опираются на идею о том, что все негативные моменты в обществе – это ошибки непросвещенного разума, их могло бы и не быть и их можно ликвидировать путем привнесения знаний в человеческое об-во, и прежде всего в умы правителей. Люди не столько плохи, сколько невежественны; и особенно тяжелы последствия невежественного руководства (властей). В просветительской парадигме важную роль играет своего рода вера – представление об определяющей роли сознания в развитии общества.
Основу просветительской концепции составляет вера в то, что силами человеческого разума возможно достигнуть социального прогресса и усовершенствовать общество во всех его областях. С просветительской т. зр. единственным регулятором прогресса является человеческий разум, а человек мыслится как существо свободное, разумное, способное переустроить общество на разумных, нравственных, добрых началах.
5. Распространение атеизма и материализма
Поэтому категорически отбрасываются любые концепции, связанные с потусторонним (божественным или иным) вмешательством или с ограниченностью человеческого разума.
Характерной чертой многих воззрений этой эпохи был атеизм как своего рода манифест здравомыслящего человека, свободного от религиозной зависимости. В лице “просветителей” мы встречаемся с наиболее беспощадной и жестокой критикой религиозного мировоззрения, которую они ведут ради избавления от пережитков давних времен. При этом их негодование было направлено и против религиозных социальных институтов, и против священников как выразителей и проводников ненавистного им мировоззрения.
Преобладающей онтологической позицией был материализм, с которым связаны эмпирико-сенсуалистические мотивы в теории познания, свойственные целому ряду просветителей. Тем не менее явление “французское Просвещение” нельзя сводить к материализму, ибо отнюдь не все французские просветители были материалистами.
6. Первая «Энциклопедия»
Весьма заметным явлением Просвещения было издание во Франции 35-томной Энциклопедии – первого в истории человечества энциклопедического издания, в котором были собраны и обобщены научные, философские, религиозные, культурные, литературные и прочие знания. В процессе его подготовки образовался круг так называемых энциклопедистов во главе с Дидро и д'Аламбером, в который в разное время входили Вольтер, Руссо, Монтескье, Гольбах, Гельвеции, Кондильяк, Тюрго, Бюффон.
7. Предшественники Просвещения
Предшественниками Просвещения иногда называют Сократа, Шартрскую и Сен-Викторскую школы, а также эпоху Возрождения.
8. Просвещение – основа современной цивилизации
Однако именно во Франции XVIII в. мы имеем классическое Просвещение, являющееся концептуальной основой современной цивилизации. Как бы мы ни относились к фр. Просвещению, к Вольтеру, Руссо и Дидро, нельзя не признать, что непосредственные основы современной цивилизации лежат именно во французском Просвещении. Правовое устройство нашего общества, умонастроение большинства людей, вера в прогресс – все это уходит корнями в эпоху фр. Просвещения.
Постановление «Основы социальной концепции РПЦ» (митр. Кирилл) указывает на «права человека» как важную веху человечества. «Принцип свободы совести, появившийся как юридическое понятие в XVIII-XIX веках … ныне утвержден Всеобщей декларацией прав человека, входит в конституции большинства государств». | Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 13830 | | |
|
|
Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице<< 1 2 |
|
Дополнительно по данной категории |
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|