Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 917
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Парадигма Просвещения



В трактовке истории их взгляды опираются на идею о том, что все негативные моменты в обществе – это ошибки непросвещенного разума, их могло бы и не быть и их можно ликвидировать путем привнесения знаний в человеческое об-во, и прежде всего в умы правителей. Люди не столько плохи, сколько невежественны; и особенно тяжелы последствия невежественного руководства (властей). В просветительской парадигме важную роль играет своего рода вера – представление об определяющей роли сознания в развитии общества.

Основу просветительской концепции составляет вера в то, что силами человеческого разума возможно достигнуть социального прогресса и усовершенствовать общество во всех его областях. С просветительской т. зр. единственным регулятором прогресса является человеческий разум, а человек мыслится как существо свободное, разумное, способное переустроить общество на разумных, нравственных, добрых началах.

5. Распространение атеизма и материализма

Поэтому категорически отбрасываются любые концепции, связанные с потусторонним (божественным или иным) вмешательством или с ограниченностью человеческого разума.

Характерной чертой многих воззрений этой эпохи был атеизм как своего рода манифест здравомыслящего человека, свободного от религиозной зависимости. В лице “просветителей” мы встречаемся с наиболее беспощадной и жестокой критикой религиозного мировоззрения, которую они ведут ради избавления от пережитков давних времен. При этом их негодование было направлено и против религиозных социальных институтов, и против священников как выразителей и проводников ненавистного им мировоззрения.

Преобладающей онтологической позицией был материализм, с которым связаны эмпирико-сенсуалистические мотивы в теории познания, свойственные целому ряду просветителей. Тем не менее явление “французское Просвещение” нельзя сводить к материализму, ибо отнюдь не все французские просветители были материалистами.

6. Первая «Энциклопедия»

Весьма заметным явлением Просвещения было издание во Франции 35-томной Энциклопедии – первого в истории человечества энциклопедического издания, в котором были собраны и обобщены научные, философские, религиозные, культурные, литературные и прочие знания. В процессе его подготовки образовался круг так называемых энциклопедистов во главе с Дидро и д'Аламбером, в который в разное время входили Вольтер, Руссо, Монтескье, Гольбах, Гельвеции, Кондильяк, Тюрго, Бюффон.

7. Предшественники Просвещения

Предшественниками Просвещения иногда называют Сократа, Шартрскую и Сен-Викторскую школы, а также эпоху Возрождения.

8. Просвещение – основа современной цивилизации

Однако именно во Франции XVIII в. мы имеем классическое Просвещение, являющееся концептуальной основой современной цивилизации. Как бы мы ни относились к фр. Просвещению, к Вольтеру, Руссо и Дидро, нельзя не признать, что непосредственные основы современной цивилизации лежат именно во французском Просвещении. Правовое устройство нашего общества, умонастроение большинства людей, вера в прогресс – все это уходит корнями в эпоху фр. Просвещения.

Постановление «Основы социальной концепции РПЦ» (митр. Кирилл) указывает на «права человека» как важную веху человечества. «Принцип свободы совести, появившийся как юридическое понятие в XVIII-XIX веках … ныне утвержден Всеобщей декларацией прав человека, входит в конституции большинства государств».
Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 13830
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

29.03.2009 - Разум и Вера
24.03.2009 - География и временные вехи Просвещения
24.03.2009 - Просвещение и неоклассицизм
24.03.2009 - Просвещение, история и традиции
24.03.2009 - Просвещение. Как просветители распространяли “свет”

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы