Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Кантовская критика способности суждения

1. Эстетика Канта
2. Учение Канта о целесообразности и красоте

В 3-ей работе («Критика способности суждения») Кант пытается объединить идеи, высказанные в «Критике чистого разума», исследующей начала науки, и «Критики практического разума», исследующей начала нравственности, соединить их при помощи анализа целеполагающей деятельности. Человек всегда действует посредством целеполагания, оно имеется в форме и нрав. и научной деятельности, и в природе самой по себе. Поэтому эта работа является заключительной из трех «Критик» .

"Критикой способности суждения" кант в 1790 г. завершает все свое "критическое предприятие". Задачей исследования способности суждения при этом было установление связи между природой и свободой. Способность суждения кант представляет себе как занимающую место между рассудком и разумом, а соответствующее ей чувство удовольствия и неудовольствия – как среднее между познавательной и волевой способностями.

Вообще говоря, способность суждения есть умение подводить особенное под всеобщее.

Исследуемая здесь "рефлектирующая способность суждения" должна в первую очередь найти всеобщее. Основа, позволяющая ей делать это, – принцип целесообразности.

Если целесообразность субъективна, то речь идет об "эстетической" способности суждения, если же она объективна, то кант говорит о “телеологической” способности суждения.

Эстетика Канта


1. Исследование прекрасного и возвышенного

Критически рассматривая эстетику, кант исследует прекрасное и возвышенное. Возвышенное в отличие от прекрасного соотносится с неограниченным, представление о котором сопровождает идея тотальности. Аналитика прекрасного обнаруживает, что эстетическое суждение, вслед за категориями, общезначимо, поскольку считает других способными придерживаться его, и необходимо, поскольку претендует на общность восприятия всех людей. В нем выражается "незаинтересованное удовольствие", которое относится к форме целесообразного.

«Красота есть форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели». Т. обр., прекрасно то, что, не будучи дано в понятии, пробуждает удовольствие, поскольку представляет целесообразность. Так, цветы благодаря гармонии своих частей воспринимаются как красота дикой природы даже без всякого раздумья о цели их существования. Суждения вкуса чреваты антиномией: они недоказуемы, но претендуют на обязательность. Они зиждутся на субъективном ощущении, но в то же время обращены к надындивидуальному общему чувству.



Наконец, кант связывает эстетическое с нравственным: категориальное определение прекрасного служит аналогией нравственно благому. Возвышенное указывает на могучую целостность природы, которой человек не уступает в значимости. Критикуя телеологическое мышление, кант исследует границы целесообразного в природе (или ее изучении). Целесообразное выступает как эвристический принцип при изучении живого; здесь благодаря его органической структуре следствие переходит в причину. Дерево растет само и порождает другие Деревья, в качестве индивида и в качестве рода равным образом представляют и причину, и следствие процесса. Каузальность, которой требует знание, чтобы быть завершенным в биологии, дополняется целесообразностью.
2. Трансцендентальное учение о методе

Короткая 2-я часть предлагает трансцендентальное учение о методе. Оно есть "определение формальных условий полной системы чистого разума". Дисциплина в качестве "предостерегающего негативного учения" указывает на возможности неправильного применения разума. кант критикует:

1) математический метод, посредством мнимых доказательств ведущий к догматизму в философии; 2) полемическое применение разума, на догматические тезисы отвечающего антитезисами; разум должен, наоборот, непредвзято и критически проверять их; 3) скепсис, недозволенный в качестве общезначимого метода философии; 4) наконец, гипотезы и доказательства в философии; первые разрешены лишь как "боевое оружие"; доказательства должны иметь прямую силу и оставаться действительными при обращении к возможному опыту.

Учение Канта о целесообразности и красоте


1. Классификация способностей человеческого духа

Учение о целесообразности и красоте Кант излагает в «Критике способности суждения», есть 3-я главная часть критической философии. Все способности человеческого духа могут быть сведены к 3-м: 1) познавательной способности, 2) желательной и 3) чувству удовольствия или неудовольствия. Первая получает свое высшее определение или нормальную форму от категорий рассудка, вторая – от идей практического разума, третья – от телеологической и эстетической рефлексии.

Вообще, наши суждения бывают или определяющими, или рефлектирующими. Первые (определяющие) подводят частные данные под общее правило – таковы все суждения точных наук; вторые (рефлектирующие) усматривают некоторую специфическую закономерность в данных предметах или оценивают их по отношению к некоторой цели. Цель эта может быть субъективной, т. е. содержаться только в нашем представлении; или же цель полагается объективно, как то, осуществление чего дано действительностью самого предмета.

Субъективная рефлексия (поскольку она имеет общее значение) производит суждения эстетические, объективная – телеологические.

Формальной целесообразности представляемого объекта психологически соответствует известное взаимоотношение между воображением и интеллигенцией. Когда это отношение есть согласие или гармония, именно когда воображаемый в своей особенности объект сообразен своей мысленной цели, то это вызывает в нас чувство удовольствия, в противном случае – неудовольствия; таким образом, созерцаемой целесообразности прямо соответствует и целесообразное состояние – гармоническое и приятное – наших душевных сил. Из этого не следует, чтобы сущность эстетических суждений можно было свести к субъективному чувству удовольствия.
2. Эстетическое наслаждение

Эстетическое наслаждение есть особый вид удовольствия, определенно отличающийся от других. Прекрасное нам нравится, но нам нравится также и то, что полезно нашему организму (напр. питательные предметы), или то, что удовлетворяет наши страсти; с другой стороны, для нравственного чувства нет ничего приятнее добродетели. Но ни то, ни другое удовольствие не есть эстетическое; оба они имеют то общее между собою, что их предметы нам нужны, т. е. что в них заинтересована наша воля (низшая, чувственная воля в первом случае, высшая, нравственная – во втором). В отличие от этого удовольствие эстетическое определяется как чистое, или незаинтересованное, предметы его материально не нужны, они вызывают удовольствие одним представлением их формы (тогда как представление нравственной обязанности может быть приятно только в связи с ее действительным исполнением, а представление питательного предмета вызывает удовольствие в голодном только ввиду предстоящего насыщения).



Далее, эстетическое наслаждение есть необходимо всеобщее, но вместе с тем оно не обусловлено отвлеченными понятиями, а имеет непосредственно-созерцательный характер. – Чувство прекрасного относится к форме предметов; но форма есть ограничение – а существуют предметы, которые нам эстетически нравятся снятием всяких ограничений, т. е. своей безмерностью, и следовательно, отрицанием формы. Вид звездного неба или бесконечного моря вызывает удовольствие бескорыстное и безвольное, оканчивающееся в представлении, всеобщее и необходимое – следовательно, по всем этим признакам эстетическое; однако предмет его есть не форма, как в прекрасном, а, напротив, упразднение всякой формы в безмерности или бесконечности.

На этом основании Кант от прекрасного отличает возвышенное (das Erhabene), которое он подразделяет на математически-возвышенное, или великое, и динамически-возвышенное, или могучее. При известных индивидуальных условиях эстетическая способность наслаждаться прекрасным и возвышенным переходит в способность создавать предметы, вызывающие эти чувства, т. е. художественные произведения. Такая способность есть гений, в котором сильное воображение уравновешивается особой восприимчивостью ума. Кант ограничивает гениальность одной областью искусства.

Прекрасные и возвышенные произведения как природы, так и искусства целесообразны субъективно, т. е. по отношению к нашему эстетическому чувству и идее. Но есть в природе целесообразность объективная, именно в области живой органической природы. В органическом существе есть внутренняя целесообразность, состоящая в том, что все его части в своем строении, взаимоотношении и действии определяются одной общей целью, которая находится не вне его, а есть собственная жизнь этого существа как целого. Взаимная зависимость частей и их внутреннее подчинение целому как цели свойственны также художественному произведению; но от этой эстетической целесообразности естественная, или органическая, отличается тем, что в силу ее организм сам себя создает и воспроизводит, не нуждаясь в постороннем художнике.
3. Антиномия объективной целесообразности

Признание объективной целесообразности в природе приводит, с точки зрения Канта, к некоторой антиномии. С одной стороны, его теоретическая натурфилософия утверждает: "в естественно-научном объяснении вещей по критическим основоположениям нет никакой другой причинности, кроме механической"; с другой стороны, "критика способности суждения" признает, что организмы создаются изнутри по идее цели, которой и определяется вся их действительная жизнь. Разрешение антиномии гласит: ни естественно-научное познание механической причинности, ни рефлектирующее усмотрение органической целесообразности не имеют своим предметом вещь в себе или подлинное бытие, а только явления, определяемые деятельностью нашего ума, который в качестве теоретического рассудка производит, а потому и познает, причинную связь их по законам механическим, а в качестве рефлексии, или телеологической силы суждения, создает, а потому и усматривает, их целесообразность. Это мнимое разрешение мнимой антиномии, заканчивающее последний из трех главных философских трудов Канта, особенно ярко обнаруживает тот коренной недостаток всей его философии, который с необходимостью вызвал дальнейшее движение умозрительной мысли и делает безуспешными все попытки вернуть философию к чистому кантианству.


Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=499