1. Эстетика Канта
2. Учение Канта о целесообразности и красоте
В 3-ей работе («Критика способности суждения») Кант пытается объединить идеи, высказанные в «Критике чистого разума», исследующей начала науки, и «Критики практического разума», исследующей начала нравственности, соединить их при помощи анализа целеполагающей деятельности. Человек всегда действует посредством целеполагания, оно имеется в форме и нрав. и научной деятельности, и в природе самой по себе. Поэтому эта работа является заключительной из трех «Критик» .
"Критикой способности суждения" кант в 1790 г. завершает все свое "критическое предприятие". Задачей исследования способности суждения при этом было установление связи между природой и свободой. Способность суждения кант представляет себе как занимающую место между рассудком и разумом, а соответствующее ей чувство удовольствия и неудовольствия – как среднее между познавательной и волевой способностями.
Вообще говоря, способность суждения есть умение подводить особенное под всеобщее.
Исследуемая здесь "рефлектирующая способность суждения" должна в первую очередь найти всеобщее. Основа, позволяющая ей делать это, – принцип целесообразности.
Если целесообразность субъективна, то речь идет об "эстетической" способности суждения, если же она объективна, то кант говорит о “телеологической” способности суждения.
Эстетика Канта
1. Исследование прекрасного и возвышенного
Критически рассматривая эстетику, кант исследует прекрасное и возвышенное. Возвышенное в отличие от прекрасного соотносится с неограниченным, представление о котором сопровождает идея тотальности. Аналитика прекрасного обнаруживает, что эстетическое суждение, вслед за категориями, общезначимо, поскольку считает других способными придерживаться его, и необходимо, поскольку претендует на общность восприятия всех людей. В нем выражается "незаинтересованное удовольствие", которое относится к форме целесообразного.
«Красота есть форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели». Т. обр., прекрасно то, что, не будучи дано в понятии, пробуждает удовольствие, поскольку представляет целесообразность. Так, цветы благодаря гармонии своих частей воспринимаются как красота дикой природы даже без всякого раздумья о цели их существования. Суждения вкуса чреваты антиномией: они недоказуемы, но претендуют на обязательность. Они зиждутся на субъективном ощущении, но в то же время обращены к надындивидуальному общему чувству.
|