Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1429
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Кантовская критика способности суждения

1. Эстетика Канта
2. Учение Канта о целесообразности и красоте

В 3-ей работе («Критика способности суждения») Кант пытается объединить идеи, высказанные в «Критике чистого разума», исследующей начала науки, и «Критики практического разума», исследующей начала нравственности, соединить их при помощи анализа целеполагающей деятельности. Человек всегда действует посредством целеполагания, оно имеется в форме и нрав. и научной деятельности, и в природе самой по себе. Поэтому эта работа является заключительной из трех «Критик» .

"Критикой способности суждения" кант в 1790 г. завершает все свое "критическое предприятие". Задачей исследования способности суждения при этом было установление связи между природой и свободой. Способность суждения кант представляет себе как занимающую место между рассудком и разумом, а соответствующее ей чувство удовольствия и неудовольствия – как среднее между познавательной и волевой способностями.

Вообще говоря, способность суждения есть умение подводить особенное под всеобщее.

Исследуемая здесь "рефлектирующая способность суждения" должна в первую очередь найти всеобщее. Основа, позволяющая ей делать это, – принцип целесообразности.

Если целесообразность субъективна, то речь идет об "эстетической" способности суждения, если же она объективна, то кант говорит о “телеологической” способности суждения.

Эстетика Канта


1. Исследование прекрасного и возвышенного

Критически рассматривая эстетику, кант исследует прекрасное и возвышенное. Возвышенное в отличие от прекрасного соотносится с неограниченным, представление о котором сопровождает идея тотальности. Аналитика прекрасного обнаруживает, что эстетическое суждение, вслед за категориями, общезначимо, поскольку считает других способными придерживаться его, и необходимо, поскольку претендует на общность восприятия всех людей. В нем выражается "незаинтересованное удовольствие", которое относится к форме целесообразного.

«Красота есть форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели». Т. обр., прекрасно то, что, не будучи дано в понятии, пробуждает удовольствие, поскольку представляет целесообразность. Так, цветы благодаря гармонии своих частей воспринимаются как красота дикой природы даже без всякого раздумья о цели их существования. Суждения вкуса чреваты антиномией: они недоказуемы, но претендуют на обязательность. Они зиждутся на субъективном ощущении, но в то же время обращены к надындивидуальному общему чувству.

Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 15265
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы