|
Кант. Типология предметов эстетического восприятия |
---|
Завершив рассмотрение чувства возвышенного, Кант по сути завершил типологию чувств человека. Иерархия этой типологии создается им на основании отношения человека к сверхчувственному миру, цели которого постигаются только разумом. Философ разграничил уровни чувств человека в зависимости от характера целесообразности, лежащей в их основе.
А уж в зависимости от этих чувств он определил и предметы, которые, по его теории, являются поводом для возникновения различных чувств человека. Приятное, прекрасное, доброе означают, по Канту, результаты соотношения представления предмета с чувством удовольствия.
“По отношению к чувству удовольствия предмет можно причислить или к приятному, или к прекрасному, или к возвышенному, или к (безусловно) доброму”,— писал Кант (5,275).
Эту структуру или иерархию чувств человека и вызывающих эти чувства способностей познания можно изобразить для наглядности следующим образом:
Способности познания. Чувства человека
1.Воображение и разум - Моральное чувство, чувство возвышенного
2. Воображение и рассудок - Чувство прекрасного
3. Ощущения - Чувство приятного
Самым низшим из чувств, как видим, является ощущение приятного. По теории познания Канта, ощущения вызывает материя воспринимаемого предмета, форму которого определяют априорные формы познания. “То в явлении, что соответствует ощущениям, я назы-ваю его материей,<…> хотя материя всех явлений дана нам только a posteriori, форма их целиком должна для них находиться готовой в нашей душе a priori и потому может рас-сматриваться отдельно от всякого ощущения” (3, 128).
Лишенная качественного богатства природа — как она воспринимается сама по себе — выступает, по мнению философа, как серая количественная однородность.
“Приятное,— утверждал он,— как мотив желаний всегда однородно, откуда бы оно ни происходило и как бы специфически различны ни были представления ([внешнего] чувст-ва и ощущения, рассматриваемого объективно). Поэтому при оценке влияния его на душу все дело сводится к количеству [внешних] возбуждений (одновременных или следующих друг за другом) и, так сказать, лишь к массе ощущения, приятного, следовательно, его можно объяснить только через посредство количества. Приятное не содействует культуре, а относится только к наслаждению” (5, 275). И так как для возникновения ощущения при-ятного не требуется функционирования органов познания, то “приятное ощущают и жи-вотные, лишенные разума” (5, 211).
Чем же отличается от приятного соседствующее с ним, вернее, возникающее над ним чув-ство прекрасного? “Прекрасное,— утверждает Кант,— напротив, требует представления о том или ином качестве объекта, которое также может быть понято и сведено к понятиям (хотя в эстетическом суждении оно не сводится к ним); и оно содействует культуре, так как учит в то же время обращать внимание на целесообразность в чувстве удовольствия” (5, 275—276).
Чувство прекрасного возникает в результате свободной игры воображения и рассудка. В чувстве прекрасного происходит освобождение от давления природной чувственности че-ловека. Но не в результате подавления его, как это характерно для чувства возвышенного. Это различие весьма наглядно из сравнения определений Кантом прекрасного и возвы-шенного.
“Прекрасно то, что нравится просто в суждении <...> оно должно нравиться без всякого интереса” (5,276), т. е. не посредством ощущения внешних чувств.
“Возвышенно то, что непосредственно нравится в силу своего противодействия интересу [внешних] чувств” (5,277), ибо возвышенное, как уже было показано, преодолевая огра-ниченность возможностей чувственного познания природы, рассматривается “как пригод-ное для возможного сверхчувственного применения его” (5,276).
| |
|
Всего 1 на 8 страницах по 1 на каждой странице1 2 3 4 5 6 7 8 >> |
|
Дополнительно по данной категории |
|
бродяга | | Дата: 14.10.2010 Комментарий: 1 |
|
---|
 | Многие последователи Канта усмотрели в этом положении основное кредо философа и, односторонне интерпретируя его теорию эстетического восприятия, разрабатывали свои идеалистические и формалистические теории эстетического. Они не принимали во внимание, что положение о свободной красоте -это лишь (хотя и очень важный!) момент суждения вкуса и что соответствует он лишь восприятию явлений природы, целесообразность которых неизвестна. Но если предмет восприятия создан искусственно или служит для какой-либо практической цели, то чистое суждение невозможно. | | Дата регистрации: Нет информации |  |
|
|
|
|
|
|