Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 895
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Теория художественного творчества Канта

Теория художественного творчества Канта оказала огромное влияние на современную ему теорию и практику искусства, а также и на последующее развитие в западноевропейской эстетике представлений о творцах искусства.

Это объясняется фундаментальностью исходных посылок при анализе специфики продуктивной эстетической деятельности, оригинальностью концепции субъекта художественного творчества, раскрытием механизма творческого процесса и определением специфики художественного творчества по сравнению с другими видами деятельности.
Специфика художественного творчества рассматривается Кантом в системе его учения о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще. В связи с этим он отграничивает понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности (труда вообще) от действий природы, целесообразность которых устанавливать человеку не под силу, хотя он может для удобства познания рассматривать ее как организованную и действующую целесообразно.
“Искусство отличается от природы, как делание (facere) от деятельности или действования вообще (agere), а продукт или результат искусства отличается от продукта природы, как произведение (opus) от действия (effectus).
Искусством по праву следовало бы назвать только созидание через свободу, т. е. через произвол, который полагает в основу своей деятельности разум”,— писал Кант (5, 318). Сравнивая, например, действия пчел с человеческой деятельностью, философ справедливо утверждал, что, несмотря на удивительную согласованность и кажущуюся целесообразность, работа пчел является лишь аналогом искусства, ибо пчелы “не исходят из соображения разума”, как люди, а руководствуются лишь инстинктом. Далее, дифференцируя уже саму человеческую деятельность как искусство вообще, Кант различал в ней практическую сторону и теоретическую, отличал умение от знания. Практическая деятельность предполагает определенное мастерство, умение создавать те или иные вещи.
Но для создания художественного произведения и этого недостаточно. Мастерства как сноровки, умения лишь следовать шаблонам, т. е. работать по заранее данным образцам, еще далеко не достаточно для создания выдающихся произведений изящного искусства. Отсюда, “искусство отличается и от ремесла, первое называется свободным, а второе можно также назвать искусством для заработка. На первое смотрят так, как если бы оно могло оказаться (удаться) целесообразным только как игра, т. е. как занятие, которое приятно само по себе; на второе смотрят как на работу, т. е. как на занятие, которое само по себе неприятно (обременительно) и привлекает только своим результатом (например, заработком), стало быть, можно принудить к такому занятию” (5, 319).
Поэтому одним из основных поводов к появлению эстетической деятельности, по Канту, является бегство от всех форм однообразной практической деятельности, “когда опыт кажется нам слишком будничным” (5,330). Противопоставляя свободное искусство ремеслу, немецкий философ находит, что только в эстетической деятельности индивид свободен, хотя его “свобода представлена в большей мере в игре, чем при закономерном деле”
(5, 278).
Но анализируя характер свободы как основного принципа различия между ремеслом и искусством, Кант все же отмечает, что свобода в искусстве это вовсе не абсолютный произвол; и для создания искусства необходимо нечто принудительное и обязательное. Поэтому он осуждает тех теоретиков, которые “полагают, что они лучше всего будут содействовать свободному искусству, если избавят его от всякого принуждения и из труда превратят его просто в игру” (5, 319).
Каковы же, по Канту, природа и функции художественного творчества?
Теория художественного творчества Канта органично связана с его теорией эстетического восприятия и является дальнейшим шагом в конкретизации его общей концепции эстетической деятельности. В ней совершается переход от рассмотрения условий эстетического восприятия предметов к рассмотрению условий, необходимых для создания художественных произведений как высших продуктов эстетической деятельности человека.
Как уже было отмечено, художественное творчество предполагает следование определенным правилам. Но несмотря на это, подлинное искусство должно быть таким же непринужденным и естественным, как и природа, должно быть создано так, чтобы в нем “незаметно было и следа тою, что правило неотступно стояло перед глазами художника и налагало оковы на его душевные силы” (5, 322).

Разместил: Немецкий философ Дата: 01.10.2010 Прочитано: 31485
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
28.09.2010 - Кант о природе и функции искусства

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы