Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1310
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Теория художественного творчества Канта



Как же это достигается и что определяет художественное творчество? То же, что и эстетический вкус человека, а именно целесообразное расположение и функционирование его познавательных способностей. “Но так как без предшествующего правила ни одно произведение нельзя назвать искусством, то природа в субъекте (и благодаря расположению его способностей) должна давать искусству правила, т. е. изящное искусство возможно только как произведение гения”,— утверждал Кант (5, 323).
Поэтому правило, лежащее в основе изящного искусства, это правило неопределенное, ибо оно основано не на понятиях. Отсюда талант создавать без определенных правил нечто оригинальное есть один из важнейших признаков истинного художника. Но так как “оригинальной может быть и бессмыслица, то его произведения должны в то же время быть образцами, т. е. показательными, стало быть, сами должны возникнуть не посредством подражания, но другим должны служить для подражания, т. е. мерилом или правилом оценки” (там же).
Одной из особенностей искусства по сравнению с наукой Кант считал принципиальную недоступность для каждого человека стать его творцом. В науке может преуспеть каждый, в искусстве — только избранные. При этом Кант не отрицал, что и для открытий в науке нужен великий ум, но великий ум, по его мнению, отличается от обыкновенного, заурядного ума только степенью развития, а искусство специфично, основано на врожденной неповторимой особенности человека. “Итак, в научной области величайший изобретатель отличается от жалкого подражателя и ученика только по степени, тогда как от того, кого природа наделила способностью к изящным искусствам, он отличается специфически”,— утверждал Кант (5, 325).
Таким образом, “гений — это талант (природное дарование), который дает искусству правило. Поскольку талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит к природе, то можно было бы сказать и так: гений — это прирожденные задатки души (ingenium), через которые природа дает искусству правило” (5, 322—323). Но какие это особые задатки, которые отличают гения или художника от других людей? Ими оказываются те же способности души, что и у простых смертных, а именно воображение и рассудок, только расположенные или соотносящиеся друг с другом особым образом, необходимым для эстетической деятельности.
“Итак, способности души, соединение которых (в определенном соотношении) составляет гений,— это воображение и рассудок” (5, 333). Поэтому “гений есть образцовая оригинальность природного дарования субъекта в свободном применении своих познавательных способностей” (5, 335).
В чем же суть художественного творчества? По Канту, “гений как талант к искусству предполагает определенное понятие о произведении как цели, стало быть рассудок, но также (хотя и неопределенное) представление о материале, т. е. о созерцании, для изображения этого понятия, стало быть, [предполагает] отношение воображения к рассудку...” (5,334).
Как и при эстетическом созерцании, в художественном творчестве осуществляется “непринужденная, непреднамеренная субъективная целесообразность в свободном соответствии воображения с закон [омер]ностью рассудка” (5, 335). Но при этом воображение не подчиняется рассудку и вовсе не стремится иллюстрировать его понятия соответствующими им представлениями. Отсюда “гений проявляется не столько в осуществлении намеченной цели при изображении определенного понятия, сколько в изложении или выражении эстетических идей)) (5,334-335).
Под эстетической идеей Кант понимает “представление воображения, которое дает повод много думать, причем, однако, никакая определенная мысль, т. е. никакое понятие, не может быть адекватной ему и, следовательно, никакой язык не в состоянии полностью достигнуть его и сделать его понятным.—Нетрудно видеть,—поясняет Кант,— что такая идея противоположна (pendant) идее разума, которая, наоборот, есть понятие, которому никакое созерцание (представление воображения) не может быт адекватным” (5, 330). Эта способность к изображению эстетических идей, реализованная в произведении искусства, составляет отличительный признак, который Кант назвал его духом.
“Духом в эстетическом значении называется оживляющий принцип в душе. То, посредством чего этот принцип оживляет душу, материал, которым он для этого пользуется,— это то, что целесообразно приводит душевные силы в движение, т. е. в такую игру, которая сама поддерживает себя и даже увеличивает силы для этого” (там же).

Разместил: Немецкий философ Дата: 01.10.2010 Прочитано: 30867
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
28.09.2010 - Кант о природе и функции искусства

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы