Интенция | Все о философии

24.03.2009 - Первая ласточка романтизма: «Буря и натиск»

Романтизм

Разлом, произошедший на рубеже XVIII и XIX веков, был столь радикален, что ему трудно отыскать аналогию В 1789 г разразилась Великая французская революция, вызвавшая небывалый энтузиазм европейских интеллектуалов, однако ее финал подействовал отрезвляюще В 1792 г во Франции монархия пала и была провозглашена республика В июне 1793 г король приговорен к смертной казни, а в августе все узнали, что такое террор сотни неповинных голов на жертвенном алтаре революции

Гильотина (древнее приспособление для смертной казни, усовершенствованное медиком Гийотеном (Гильотеном), членом Учреди тельного собрания) — зловещий символ этой лихой поры — поста вила крест на филантропических и пацифистских иллюзиях просветительского века Восхождение Наполеона на пик славы в 1804 г , провозглашение империи, военные походы, погрузившие Европу в пороховой дым и скрежет железа, перевернули старый континент, результатом чего стал новый деспотизм — живой укор просвещенному, «иллюминированному» разуму

Но еще ранее, в 1770—1780 гг , культурные «грозы» прогремели над Германией, заявив о необходимости переосмысления некоторых итогов Артподготовка 70х годов прошла под девизом «Stunn und Drang» — «Буря и натиск» Это название одной из драм Фридриха Максимилиана Клингера (1752—1831) использовал А Шлсгель в качестве наименования целого движения (Имелась в виду «буря чувств», лавинообразный поток страстей ведь и Клингер сначала назвал свою драму «Wirrwarr» — «Суматоха» )

Романтизм заново открыл природу как всемогущую животворящую силу на пороге нового столетия Гений творит, подобно природе, у него нет правил, навязанных извне, напротив, он сам себе правило. Деистическому понятию божественного как Интеллекта, высшего Разума, противопоставляется пантеизм, а религиозность обретает новые формы. Этот языческий титанизм в существенных чертах мы находим в гётевском «Прометее», некоторых персонажах Михаила Рейнгольда Ленца (1751—1792). Ненависть к тиранам, экзальтированная свобода, чувства сильные, страсти неукротимые, характеры цельные и бескомпромиссные — все это вошло в моду романтического века.

На движение немало повлияли и английские поэты, например Джеймс Макферсон (1738—1796), который опубликовал «Отрывки старинных стихотворений», приписав их легендарному барду Оссиану. Через Лессинга немцы ближе узнали Шекспира. Руссо с его новым чувством природы, политическими и педагогическими идея ми был столь же в моде, как и поэт Фридрих Готлиб Клопшток (17241803).

Но не Клингер и не Ленц (оба, кстати говоря, скончавшиеся в России) составили славу романтизма. Его символами стали Гёте, Шиллер, Якоби, Гердер. О романтизме заговорили с появлением Гёте в Страсбурге и позже во Франкфурте, с его переездом в Веймар (1775) движение пошло на спад.

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=548