Интенция | Все о философии

26.10.2010 - Значение пифагорейского учения в истории культуры

Пифагореизм впервые выдвинул и тщательно разработал две фундаментальные идеи, которые оказали серьезное воздействие как на судьбу самой философии, так и на последующее развитие специальных, частных наук: тезис об особом, исключительном месте математического знания в системе научного познания в целом и положение об органическом родстве, существенной близости собственно математического и философского знания.

Эти две идеи не только послужили исходным пунктом размышлений Платона о сущности философского, математического и частнонаучного знания, но и получили своеобразное, весьма родственное пифагореизму воплощение в натурфилософии Платона. Эти две фундаментальные пифагорейские идеи составили в дальнейшем предмет глубокомысленных спекуляций неоплатоников от Плотина до Прокла, получили своеобразное истолкование в каббале и отразились в творчестве гениального средневекового мистика Р. Луллия. Они служили путеводной звездой Галилею, основателю новой науки и возникшей в органической связи с ней новой философии, убежденному в том, что законы природы написаны на языке математики. Эти две идеи, в том числе и в их древнепифагорейской форме, вдохновляли астрономические изыскания Кеплера, стремившегося не только строго установить количественные гармонические отношения, характеризующие расстояния между небесными светилами, но и сформулировавшего в математической форме законы обращения планет вокруг Солнца.

В Новое время и в последующие эпохи особое внимание привлекла к себе идея существенной близости, родства философского и математического знания, однако разработанная на этот раз в несколько ином, отличающемся от пифагореизма направлении. Последовательно реализуя выдвинутую Декартом мысль, Спиноза построил свою философскую систему на основе применения дедуктивно-аксиоматического метода к процессу обсуждения и разрешения общефилософских проблем. Значительную дань этой попытке своеобразной математизации философии отдали в своих учениях Лейбниц и Вольф, Кант и Шеллинг. Принципиально критическое отношение к этой попытке выразил Гегель, выдвинувший и обосновавший тезис о том, что у философии есть собственный, последовательно научный метод исследования — диалектический метод.

А. С. НАДТОЧАЕВ

Опубликовано на сайте: http://intencia.ru
Прямая ссылка: http://intencia.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=695