Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1359
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Гносеология Эпикура



Отказ от умозрения


Каноника Эпикура знаменует отказ от умозрения, даже от самого скептицизма. И то и другое – бесплодное умствование. Остается, следовательно, лишь чувственное восприятие с его непосредственной убедительностью или очевидностью.

Теория познания Эпикура – это элементарный сенсуализм. В ощущении лежит критерий истины, критерий познания: все ощущения реальны, во всех ощущениях я испытываю и постольку познаю с непосредственной очевидностью действующую на меня реальность. Источник заблуждений закл. не в ощущении и не в том, что ощущается нами, а в наших суждениях об ощущаемом и в наших мнениях по поводу ощущений. Ощущения всегда реальны и постольку истинны; понятия же и мнения наши иногда истинны, иногда ложны, смотря по тому, соответствуют ли они ощущениям. Из повторения ощущений рождается понятие, кот. есть как бы воспоминание испытанных впечатлений. Поскольку такие понятия выходят за пределы прошедших или настоящих ощущений, они являются предположениями (υποληψιζ) или мнениями, которые опять-таки могут быть истинными или ложными, смотря по тому, соответствуют ли они действительным явлениям и подтверждаются ли они опытом.

Общий вывод такого воззрения на природу чел. познания представляется чрезвычайно важным как для этики, так и для физики Эпикура: нет ничего сверхчувственного. Это-то и есть основание материализма Эпикура, в развитии которого он примыкает к Демокриту. Из всех мнений или предположений те, которые касаются сверхчувственного мира, абсолютно не встречают никакого подтверждения и противоречат самому "критерию" истины или реальности, т. е. чувствам. Предположение об атомах, наоборот, не противоречит чув. опыту и подтверждается им, так как явления матер. мира всего легче объясняются при помощи атомистической гипотезы. Что есть тела и пустое пр-во, без которого они не могли бы двигаться, – этому учит чув. опыт; что эти тела не могут быть делимы до бесконечности, – это есть истинное предположение: иначе материя рассеивалась бы в пустоту, и самих тел не было бы вовсе. Элементарное тело есть такое, которое не имеет в себе пустоты; если бы таких тел не было, все было бы пустотою, а если они есть, они физически неделимы. Это и есть атомы. В дальнейшем изложении физики Эпикур повторяет Демокрита, хотя, по справедливому суждению Цицерона, "извращает то, что хочет исправить".

Сенсуализм и упорядочивающий разум


Гносеология Эпикура типичная для материалиста – сенсуализм, – органы внешних чувств доставляют человеку всю сумму знания, и все остальные элементы знания вытекают из свидетельства органов внешних чувств. Напр., зрение нам даёт часто повторяющиеся представления, сходные между собой – дают нам понятия (общие представления). Т. е. из представлений составляем общие представления (или понятия), из понятий составляем суждения (или мнения), одним из вариантов суждений (или мнений) явл. гипотезы. Вот весь состав знаний, но всё сводится к представлениям. Это классическая сенсуалистическая гносеология в своём простом виде. Для философа, вообще‑то, сенсуализм – странная теория, и после Сократа и Аристотеля, казалось бы, эта теория не годится для философа, потому что философ должен бы опираться на разум, но тут нет, тем более, что сам атомизм – метафизическая теория, и опытным путём она не приобретается – никто никогда атомов не видел, только косвенным путём добиваются признания этой гипотезы. Казалось бы, разум тогда надо делать источником истины, и естественно сказать, что глазами мы не видим атомов, а умом предполагаем, что это должно быть, тем не менее, классический прямолинейный сенсуализм.

НО: Эпикур говорит: “Счастью обязан мудрец малым; величайшего и важнейшего достигает разум, и мудрец упорядочивает это достижение и будет упорядочивать его в продолжение всей своей жизни”. Единичное удовольствие, т. обр., рассматривается Эпикуром лишь в связи с целым, и ощущение не есть весь принцип эпикурейцев, а, делая удовольствие принципом, они вместе с тем делали принципом приобретенное, могущее быть приобретенным посредством разума, счастье. Счастья следует искать так, чтобы оно было чем-то свободным и независимым от внешних случайностей, от случайностей ощущения. Эпикурейцы поэтому стояли выше всех особенных уз, так как и Эпикур также ставил целью состояние мудреца, состояние неизменности и невозмутимости.
Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 15090
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Эпикур (341-270 до н. э.)
22.03.2009 - Учение Эпикура
22.03.2009 - Физика Эпикура
22.03.2009 - Этика Эпикура
22.03.2009 - Эпикур и Религия

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы