Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1172
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Гносеология Эпикура

1. Каноника Эпикура
2. Отказ от умозрения
3. Сенсуализм и упорядочивающий разум


Каноника Эпикура


Теория познания эпикура называется каноникой. Физическая основа познания – образы. Они возникают благодаря истечениям (флуктуациям) атомов от поверхности тел. В вещественной (состоящей из "тонких частиц") душе наблюдателя возникают тончайшие отпечатки предметов. Чувственное восприятие – критерий истины. "Истинно то, что получено зрением от действительных предметов или постигнуто мышлением на основе наблюдения". В результате повторения образов или впечатлений в нас возникает общее понятие (пролепсис) – основа деятельности разума. Если сложившееся в разуме мнение (докса) соотносится с воспринимаемым предметом, оно может:

– подтверждаться чувственным восприятием и считаться истинным;

– противоречить чувственному опыту или не подтверждаться им и тогда отвергаться как "пустое мнение".

Если оно соотносится с невоспринимаемым предметом, то оно

– ложно, когда противоречит воспринимаемому;

– истинно, когда чувственный опыт ни в чем ему не противоречит.

Напр., пустое пространство логически необходимо для движения, но не опровергается и восприятием. «Обман и заблуждение всегда состоят в примысливании к тому, что нуждается в подтверждении или признании неопровержимости, но не подтверждается или опровергается».

Критерий истины – ощущение, чувствование человека. Если дух или разум не признается самостоятельным началом, то не в разуме, не в понятиях следует искать такого критерия; только в физ. ощущении есть истина. Все наши ошибки заключаются не в ощущении, а в суждении об ощущениях, которое часто бывает неправильно. Я всегда ощущаю то, что я ощущаю, и ошибаюсь лишь в том случае, если я неправильно сужу о таких ощущениях, ложным образом связываю их между собой. Из повторяющихся ощущений возникают понятия (προληψειζ); поскольку они относятся к ощущавшемуся прежде, они истинны. Лишь там, где мы выходим за пределы прошедших или настоящих ощущений, и из того, что известно нам, составляем себе некоторое мнение (υποληψιζ) о неизвестном, – является вопрос: истинно это мнение или ложно? И оно истинно там, где оно подтверждается наступающими обстоятельствами или не противоречит действительным явлениям, которые оно стремится объяснить. Т. обр., в теории познания Эпикур – сенсуалист: критерием истины явл. ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Но мысли о понятиях могут быть ошибочными.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 15010
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Эпикур (341-270 до н. э.)
22.03.2009 - Учение Эпикура
22.03.2009 - Физика Эпикура
22.03.2009 - Этика Эпикура
22.03.2009 - Эпикур и Религия

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы