1. Каноника Эпикура
2. Отказ от умозрения
3. Сенсуализм и упорядочивающий разум
Каноника Эпикура
Теория познания эпикура называется каноникой. Физическая основа познания – образы. Они возникают благодаря истечениям (флуктуациям) атомов от поверхности тел. В вещественной (состоящей из "тонких частиц") душе наблюдателя возникают тончайшие отпечатки предметов. Чувственное восприятие – критерий истины. "Истинно то, что получено зрением от действительных предметов или постигнуто мышлением на основе наблюдения". В результате повторения образов или впечатлений в нас возникает общее понятие (пролепсис) – основа деятельности разума. Если сложившееся в разуме мнение (докса) соотносится с воспринимаемым предметом, оно может:
– подтверждаться чувственным восприятием и считаться истинным;
– противоречить чувственному опыту или не подтверждаться им и тогда отвергаться как "пустое мнение".
Если оно соотносится с невоспринимаемым предметом, то оно
– ложно, когда противоречит воспринимаемому;
– истинно, когда чувственный опыт ни в чем ему не противоречит.
Напр., пустое пространство логически необходимо для движения, но не опровергается и восприятием. «Обман и заблуждение всегда состоят в примысливании к тому, что нуждается в подтверждении или признании неопровержимости, но не подтверждается или опровергается».
Критерий истины – ощущение, чувствование человека. Если дух или разум не признается самостоятельным началом, то не в разуме, не в понятиях следует искать такого критерия; только в физ. ощущении есть истина. Все наши ошибки заключаются не в ощущении, а в суждении об ощущениях, которое часто бывает неправильно. Я всегда ощущаю то, что я ощущаю, и ошибаюсь лишь в том случае, если я неправильно сужу о таких ощущениях, ложным образом связываю их между собой. Из повторяющихся ощущений возникают понятия (προληψειζ); поскольку они относятся к ощущавшемуся прежде, они истинны. Лишь там, где мы выходим за пределы прошедших или настоящих ощущений, и из того, что известно нам, составляем себе некоторое мнение (υποληψιζ) о неизвестном, – является вопрос: истинно это мнение или ложно? И оно истинно там, где оно подтверждается наступающими обстоятельствами или не противоречит действительным явлениям, которые оно стремится объяснить. Т. обр., в теории познания Эпикур – сенсуалист: критерием истины явл. ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Но мысли о понятиях могут быть ошибочными.
|