Индийский философ-материалист 6—5 вв. до н. э., один из старших мыслителей группы шести «диссидентствующих» учителей, воззрения которых излагаются в «Саманапхала-сутте» Палийского канона
Единственным источником достоверных знаний о мире Аджита считает чувственный опыт, иронизируя над любым внечувствен-ным «умозрением». Любое живое существо (в т, ч. и человек) —комбинация четырех материальных элементов (земли, воды, огня, ветра) и пространства, в которые возвращаются компоненты, индивида после смерти. Индивид «разрушается» до конца, единственное реальное жертвоприношение—кремация. Нематериальные начала и другой мир отрицаются наряду с результативностью действий, а потому отрицаются также и нормы религии и морали. Рассуждающие о пользе добродетели—пустословы. Воззрения, близкие взглядам Аджиты, были в шраманский период достаточно влиятельными» буддистам приходилось с ними полемизировать. -
В.К.Шохин
|