Английский философ и логик.
Учился в Кембридже, профессор минералогии (1828—32), профеccop моральной философии (1838—55) в Кембридже сначала в Тринити-колледже, затем в университете (с 1855). Разрабатывал проблемы индукции и развил индуктивистскую концепцию науки в работах «История индуктивных наук» (1837) и «Философия индуктивных наук» (1840—41). В противовес Д. Ст. Миллю подчеркивал, что индукция основывается на идеях как источнике всеобщего и необходимого знания и как принципах знания Знание включает в себя помимо фактов понятия и идеи Идеи позволяют обнаружить законы, которыми управляются явления, и обладают внеопытным происхождением Процесс познания осуществляется в трех актах 1) наблюдении сложных фактов и разложении их на простые и поддающиеся измерению, 2) объяснении идеальных понятий, 3) обобщении элементарных фактов с помощью этих понятий Индуктивистская концепция науки связана с кумулятивизмом В этике Уэвелл стремился выявить общепризнанные, самоочевидные аксиомы, регулирующие практическое поведение человека.
Соч.: History of the inductive sciences, 3 v L , 1837, Philosophy of the inductive sciences, 2v L , 1840 Elements of morality, including polity, 2 v L , 1845, Lectures on systematic morality L , 1846, Lectures on the history of moral philosophy in England L , 1852, On a liberal education in general Cambr,1850, Novum organon renovatum L , 1858, On the philosophy of discovery L , 1860, в рус пер История индуктивных наук,т 1-2 СПб, 1867
Лит.: TodhunterJ W Whewell, an Account of His Writings 2 v L , 1876 Маркова Л А Концепция развития науки В Уэветла — В кн Ученые о Havxe и ее развитии М 1971, с 194—232, Огурцов А П От натурфилософни к теории науки М , 1995
А П Огурцов |