Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1356
Комментарии: 0

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ЭПИКТЕТ (epictetos) ( “прикупленный”, вероятно рабская кличка) из Гиераполя во Фригии (ок. 50 — посл

Крупный представитель Поздней Стой.

В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона; вероятно, в 70-х — нач. 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа, определившие содержание и стиль философствования Эпиктета. Получив свободу, жил в бедности; в 89 вместе с другими философами был выслан Домицианом из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в их числе был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Умер, видимо, при Адриане (возможно, в Риме). Сохранились 4 книги “Бесед” , “Руководство” и фрагменты. Различные названия записей Арриана относились, видимо, к одному сочинению — “Беседам” (первоначально в 8 или 12 книгах). “Руководство” скорее всего составлено Аррианом как сводка наиболее характерных идей учителя (см. Simpl. In Ench. praef. init.).

Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Теория для него — нечто вторичное, она никогда не излагается в “чистом” виде. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает “возврат к истокам”, в частности к Хрисаппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей (Diss. 17,9; 17; II 25 ср. Ench. 46; 52). Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма (напр., Diss.
III 22). Философствование начинается с сознания собственного бессилия (П 11,1 ел.). Задача философии — врачевать больную душу (Diss. III 23, 30) и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего — “правильное пользование представлениями”. Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: “Это меня не затрагивает”. Сама возможность выбора — единственное внутреннее благо, “то, что от нас зависит” (122,10; 24,5), “мое”: “Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично” (IV 13, 24). Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему — излюбленная тема Эпиктета. Желая стать “из человека богом” (II 19,27), “терпи и воздерживайся” , но выход всегда есть — “дверь тебе открыли” (III 8,6). Многие мотивы паренетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение “Руководства” для нужд монастырской жизни, приписываемое Нилу Анкирскому; еще раньше “Руководство” использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику.
Тексты: Dissertationes ab Arriano digestae. Enchiridion. Fragmenta, rec. H. SchenM. Lipsiae, 1916 (Stuttg., 2 ed. 1965); The Discources as reported by Arrian. The Manual and fragments, with an engl. transi, by W. A. Oldfather. L., 1926-28 (2 ed. 1950); Entretiens, texte йtabli et trad. parJ. Souilhй avec la coll. de A. Jagu, vol. 1—4. P., 1949—65; в рус. пер.: Беседы Эпиктета, пер. Г. А. Тароняна. М., 1997; Основания стоицизма, пер. В. Алексеева. СПб., 1888.
Лиг.; МаковельскийА. Мораль Эпикгета. Казань, 1912; Штаерман Е. М. Эпиктет и его место в римском стоицизме.— “Вестник древней истории”, 1975, 2, с. 197—210; BonhцfferA. Epietet und die Stoa. Stuttg., 1890 (2 ed. 1968); Jagu A. Epictиte et Platon. Essai sur les relations du Stoпcisme et du Platonisme. P., 1946; D'Agostino V. Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio il Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino, 1950 (2 ed. 1962); Bonfortef. The Philosophy of Epictиte. N. Y, 1955; BodsonA. La morale sociale des derniиre stoпciens. Sйnиque, Epictиte et Marc Aurиle. P., 1967; GretenkordJ. Der Freiheitsbegriff Epiktets. Bochum, 1981; HershbeUJ. P. The stoicism ofEpietetus. Twentieth century perspectives, ANRW II 36, 3. B.-N. Y, 1989, p. 2148-2163; Dцbln R. РспбЯсеуйт in Epictetus.— “Ancient Phiiosophy” 1991, 11, p. 111-135; Oldfather W. A. Contributions towards a bibliography ofEpicletus. Chi., 1927.
А. А. Столяров
Разместил: Философ Дата: 20.01.2010 Прочитано: 5517
0
Распечатать

Дополнительно по данной категории

19.02.2010 - ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (Erasmus Roterodamus) Дезидерий, (28 октября 1469, Роттердам — 12 июля 1536, Баз
19.02.2010 - ЭПИКУР (Επίκουρος) (341/342 - 271/270 до н. э.)
19.02.2010 - ЭНЕСИДЕМ (Αίνησίδημος) (1 в. до н. э.)
20.01.2010 - ЭНОМАЙ из Гадары в Галилее (вероятно, нач. 3 в.)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы