Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 296
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Аркесилай (315-240 до Р. Х.)

Древнегреческий философ, глава платоновской Академии после Кратета, основатель т. н. Средней академии.

Провозгласив целью философии не обладание истиной, а отсутствие заблуждений, придерживался принципа "воздержания от суждений" (эпохе). Аркесилай крепко держался за абстракцию идеи в противоположность критерию, ибо хотя в идее Платона, т. е. в “Тимее” и его диалектике, и заключался совершенно иной источник конкретного, последний, однако, был рецепирован лишь позднее неоплатониками, которым удалось познать существенное единство платоновского и аристотелевского принципов. Антагонизм к догматикам, т. обр., проистекает у Аркесилая не из диалектики скептиков, а из того, что он ухватился за абстракцию, создав ту пропасть, которая характеризует эту эпоху.

Аркесилай родился в эолийском городе Питане и был современником Эпикура и Зенона. Хотя он первоначально принадлежал к Старой академии, однако дух времени и развитие философии уже больше не позволяли держаться простоты платоновской манеры. Обладая значительным состоянием, он всецело посвятил себя изучению тех предметов, которые требовались для законченного образования благородного грека: красноречия, поэзии, музыки, математики и т. д. Он приехал в Афины гл. образом, чтобы упражняться в красноречии, познакомился там с философией, и с тех пор посвятил свою жизнь исключительно ей. Общался с Теофрастом, Зеноном, и древнегреч. авторы спорят между собою по вопросу о том, был ли он или не был слушателем Пиррона. Аркесилай, хорошо знакомый со всей философией того времени, столь же прославлялся своими современниками как благородный человек и тонкий, остроумный философ; не будучи гордым, он признавал также и заслуги других. Жил в Афинах, занимал кафедру в академии и был, т. обр., преемником Платона. После смерти Кратеса, преемника Спевзиппа, кафедру в академии занял Созикрат, кот., однако, добровольно уступил ее Аркесилаю, так как он признавал, что последний превосходит его в фил. таланте.

Эта философия нам известна в особенности как диалектика, направленная против стоицизма, на спор с которым Аркесилай потратил много сил. Вывод, к которому приходит эта диалектика в отношении главного принципа, Аркесилай выразил следующим образом: “Мудрец должен сдерживаться от одобрения или согласия”. Этот принцип был назван им εποχή, и это тот же принцип, из которого исходили скептики. С др. стороны, это выражение находится в связи с принципом стоиков следующим, образом. Так как для стоического фил. учения истина состоит в том, что мышление объявляет какое-нибудь содержание сущего своим, что постигнутое в понятии представление дает ему свое одобрение, то содержание наших представлений, принципов и мыслей отлично от мышления, и соединение обоих, которое и есть конкретное, осуществляется лишь благодаря тому, что какое-нибудь определенное содержание облекается в форму мышления, и мы, таким образом, утверждаем о нем, что оно истинно. Но Аркезилай усмотрел этот вывод и, следовательно, его выражение: мы должны сдерживать одобрение, означает, что посредством этого, облекая данное содержание сущего в форму мышления, мы получаем не истину, а лишь явление. Это правильно потому, что, как полагает Аркезилай, представление и мысль также остаются и отделенными друг от друга. Что это соединенное с сознанием содержание является таковым конкретным, с этим Аркезилай, следовательно, не задумываясь соглашался. Он лишь утверждал, что это соединение дает нам лишь усмотрение, имеющее за собою хорошее основание, а не то, что он называет истиной. Мы это называем вероятностью, но это – не совсем подходящее название; это – некое положенное формой мышление, лишь формальное всеобщее, и оно не обладает абсолютной истинностью. Секст выражает это определенно следующим образом: “Аркезилай объявил воздержание от одобрения, относящегося к частям, благом, согласие же с частями он объявил злом” – именно потому, что это согласие касается лишь частей. Если мы именно желаем фиксировать мышление как некое всеобщее, то мы никакого критерия не достигнем; это и есть смысл требования Аркезилая, чтобы мудрец остановился на всеобщем, а не шел дальше к определенному, считая его истинным.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 3984
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Античный скептицизм
22.03.2009 - Важные аспекты Античного скептицизма
22.03.2009 - Академия скептиков
22.03.2009 - Эклектический поворот Академии
22.03.2009 - Пиррон (360–270 гг. до Р.Х.)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Партнеры
Полезное
Нет содержания для этого блока!
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы