Древнегреческий философ, глава платоновской Академии после Кратета, основатель т. н. Средней академии.
Провозгласив целью философии не обладание истиной, а отсутствие заблуждений, придерживался принципа "воздержания от суждений" (эпохе). Аркесилай крепко держался за абстракцию идеи в противоположность критерию, ибо хотя в идее Платона, т. е. в “Тимее” и его диалектике, и заключался совершенно иной источник конкретного, последний, однако, был рецепирован лишь позднее неоплатониками, которым удалось познать существенное единство платоновского и аристотелевского принципов. Антагонизм к догматикам, т. обр., проистекает у Аркесилая не из диалектики скептиков, а из того, что он ухватился за абстракцию, создав ту пропасть, которая характеризует эту эпоху.
Аркесилай родился в эолийском городе Питане и был современником Эпикура и Зенона. Хотя он первоначально принадлежал к Старой академии, однако дух времени и развитие философии уже больше не позволяли держаться простоты платоновской манеры. Обладая значительным состоянием, он всецело посвятил себя изучению тех предметов, которые требовались для законченного образования благородного грека: красноречия, поэзии, музыки, математики и т. д. Он приехал в Афины гл. образом, чтобы упражняться в красноречии, познакомился там с философией, и с тех пор посвятил свою жизнь исключительно ей. Общался с Теофрастом, Зеноном, и древнегреч. авторы спорят между собою по вопросу о том, был ли он или не был слушателем Пиррона. Аркесилай, хорошо знакомый со всей философией того времени, столь же прославлялся своими современниками как благородный человек и тонкий, остроумный философ; не будучи гордым, он признавал также и заслуги других. Жил в Афинах, занимал кафедру в академии и был, т. обр., преемником Платона. После смерти Кратеса, преемника Спевзиппа, кафедру в академии занял Созикрат, кот., однако, добровольно уступил ее Аркесилаю, так как он признавал, что последний превосходит его в фил. таланте.
Эта философия нам известна в особенности как диалектика, направленная против стоицизма, на спор с которым Аркесилай потратил много сил. Вывод, к которому приходит эта диалектика в отношении главного принципа, Аркесилай выразил следующим образом: “Мудрец должен сдерживаться от одобрения или согласия”. Этот принцип был назван им εποχή, и это тот же принцип, из которого исходили скептики. С др. стороны, это выражение находится в связи с принципом стоиков следующим, образом. Так как для стоического фил. учения истина состоит в том, что мышление объявляет какое-нибудь содержание сущего своим, что постигнутое в понятии представление дает ему свое одобрение, то содержание наших представлений, принципов и мыслей отлично от мышления, и соединение обоих, которое и есть конкретное, осуществляется лишь благодаря тому, что какое-нибудь определенное содержание облекается в форму мышления, и мы, таким образом, утверждаем о нем, что оно истинно. Но Аркезилай усмотрел этот вывод и, следовательно, его выражение: мы должны сдерживать одобрение, означает, что посредством этого, облекая данное содержание сущего в форму мышления, мы получаем не истину, а лишь явление. Это правильно потому, что, как полагает Аркезилай, представление и мысль также остаются и отделенными друг от друга. Что это соединенное с сознанием содержание является таковым конкретным, с этим Аркезилай, следовательно, не задумываясь соглашался. Он лишь утверждал, что это соединение дает нам лишь усмотрение, имеющее за собою хорошее основание, а не то, что он называет истиной. Мы это называем вероятностью, но это – не совсем подходящее название; это – некое положенное формой мышление, лишь формальное всеобщее, и оно не обладает абсолютной истинностью. Секст выражает это определенно следующим образом: “Аркезилай объявил воздержание от одобрения, относящегося к частям, благом, согласие же с частями он объявил злом” – именно потому, что это согласие касается лишь частей. Если мы именно желаем фиксировать мышление как некое всеобщее, то мы никакого критерия не достигнем; это и есть смысл требования Аркезилая, чтобы мудрец остановился на всеобщем, а не шел дальше к определенному, считая его истинным.
|