Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1132
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Эпикур и государство

1. Индивидуалистический взгляд на государство
2. Теория договора



Индивидуалистический взгляд на государство


1. Из частных предписаний Эпикура особого внимания заслуживают те, которые касаются общественной жизни и государства и которые вполне соответствуют его нравственному атомизму. Общественно-государственный союз есть учреждение, весь смысл которого заключается во взаимной пользе или взаимном договоре, с целью обеспечения взаимной пользы и безопасности. Животные, которые не могут говорить или заключать союзов, не знают права; не знают его и те народы, которые не могли или не хотели заключать таких договоров. Эпикур т. обр. явл. ранним провозвестником договорной теории общества. Верность договору, или лояльность и справедливость, составляет долг каждого гражданина, от которого мудрый, дорожащий тишиной и спокойствием, всего менее может уклоняться. Но вместе с тем то же стремление к тишине и спокойствию заставляет его уклоняться от полит. и общ. деятельности и не браться за нее без крайней нужды. Власть, почести и богатства не дают спокойствия, а, напротив того, рождают тревогу и страхи. Почести суть мнимое благо, бесчестие – мнимое зло, если оно не сопряжено с действительным страданием; погоня за почестями есть величайшее безумие; скрывайся, живи в тиши, в неизвестности – вот золотое правило Эпикура.

Эпикурейский идеал был чуждым для многих, прежде всего – для людей с деятельным умом и научными интересами, а также и для людей с деятельной, живой волей: печать утомления лежит на этой мудрости – утомления мысли в ее исканиях, утомления личности в ее борьбе нравственной и политической. Это – философия квиетизма, философия безмятежного, безбоязненного, по возможности безболезненного и мирного конца, ясной, радостной резигнации [покорности воле судеб] и покоя, без всякой веры в будущее и без страха пред будущим. Такая философия соответствовала требованиям эпохи, требованиям в высшей степени утонченной культуры умственной и эстетической, клонящейся к упадку, пережившей своих богов и утратившей ту свободную полит. атмосферу, среди которой она расцвела. Сумерки богов приближаются – сумерки греч. богов, безмятежных и ясных, как греч. день. "Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовольствие – высшее благо" – такова была надпись на вратах Эпикурова сада, где входящего ждала свежая вода и блюдо ячменной крупы, утолявшей, а не раздражавшей голод. Этот сад был в свое время незаменимым санаториумом для многих душ, которые Эпикур сажал на самую строгую диету, проповедуя удовольствие.

Эпикур проповедует полный отказ от соц. активности Отдельный человек, а не общест. целое – вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивидуум – первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рац. соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. Индивидуалистической трактовке человека вполне соответствует атомистическая натурфилософия Эпикура: реальным явл. бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них – вещи и явления видимого мира, весь космос в целом,– это лишь вторичные образования, лишь агрегаты, скопления атомов.

Теория договора


Государственная жизнь носит несколько искусственный характер. Хорошо это или плохо? лучше ли гос. жизнь просто общественной, которую демонстрируют нам, напр., насекомые (пчёлы, муравьи)? почему в гос-ве разница в общественном положении? Среди софистов уже возникла теория происхождения государства – из договора: люди жили в диком состоянии, но это хаотическое состояние общественной жизни было неблагоприятным, потому что – вражда, истребление приносило много страданий, поэтому с какого‑то момента люди договорились жить по таким‑то правилам. – Эта теория очень четко сформулирована у Эпикура, и в таком виде была известна во всю последующую эпоху, и когда теория договора была возобновлена в XVII-XVIII веках, то возобновители эти не могли не знать об античном учении в истории философии, в частности, у Эпикура.
Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 10533
Распечатать

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Эпикур (341-270 до н. э.)
22.03.2009 - Учение Эпикура
22.03.2009 - Физика Эпикура
22.03.2009 - Гносеология Эпикура
22.03.2009 - Этика Эпикура

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы