Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 356
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Августина блаженного о душе



В каждом человеке содержится Бог


В ранних трактатах Августин иногда позволял себе соглашаться с платоновской теорией предсуществования души. Однако он тут же оговаривал то, что по этому вопросу он не имеет пока определенного мнения. В последующем Августин стал говорить, что душа не имеет никакого предсуществования в прошлом, но тем не менее он разделял платоновское мнение о врожденных идеях. В отличие от Платона, он объяснял это не тем, что душа видела эти идеи в своей прошлой жизни, а тем, что эти истины врождены любому человеку, что в каждом человеке содержится Бог со всеми истинами, целиком.

Новое измерения бытия


У Августина напряженная рефлексия и борьба с античным мировоззрением рождают новое измерение бытия, в котором преобладает диалог человеческой души с Богом, устремленность к иной запредельной реальности. Бог для Августина есть обозначение метафизического мира, который придает человеку высокую ценность. Самопознание приводит Августина к интуициям, возникающим и интерпретируемым в дальнейшей истории философии.

Августин, исследуя сущность своей души, прежде всего сталкивается с удивительной силой памяти (духа). Все образы существующего хранятся в памяти, являющейся непременным условием в восприятии действительности. Августин приходит к психологическим проблемам, осознавая сложность и многомерность души. Он открывает связь ассоциаций, взаимодействие восприятия с воспоминанием. Память становится прообразом той духовной бесконечности, играющей большую роль в христианском сознании и европейской философии.

У Августина мы видим историю христианской мысли в самом начале. Бог как сверхприродная и непостижимая сущность есть источник метафизической бесконечности. В основе философских исканий Августина лежало сомнение в ценностях античности и борьба с языческим мировоззрением эллинизма, где определяющее место занимала форма вместо сущности. Бог и человеческая душа Августином заявлены как вечные ценности, как 2 субстанции мира, определяющие его бытие.

Концепция иллюминации


Человек познает потому, что существует истина, что эта истина существует в человеке, и эта истина освещает человека своим собственным светом. Августин с одобрением отзывался о плотиновской метафоре (наша душа подобна Луне, светящейся отраженным от Солнца светом; только наша душа познает истины, содержащиеся в уме). С поправками на термины Августин признает эту метафору. Он также считает, что наша душа освещается Божественным светом так же, как Луна освещается Солнцем. Эта концепция получила название иллюминации. Душа освещается светом истины, в силу чего она и получает способность познавать эту истину и вообще мыслить, потому что способность мыслить означает способность приобщиться истине. Свет исходит от Премудрости, т. е. от Логоса, и этот свет освещает нашу душу, придает ей способность к познанию.

Итак, на вопрос о том, каким образом мы владеем идеями независимо от чувственного опыта, августин отвечает своим учением об иллюминации. Вечные истины даны нам благодаря освещению (иллюминации) нас Богом. ––– Это можно сравнить с действием солнечного света. Глазу соответствует способность постижения, освещенным вещам – предметы познания, а солнцу – энергия (лучи) истины. Здесь блж. августин пользуется традиционным в неоплатонической метафизике света образом. Идеи – это архетипы (праобразы) всякого бытия в Духе Божьем. А сотворенный мир есть воплощение в материи и отражение этих архетипов.

Экзистенциальный анализ


В мышлении блж. Августина содержатся зачатки многого из того, что проявится уже в философии Нового времени и современности, в том числе у декарта или в анализе внутреннего сознания времени гуссерля.

Важнейший документ, раскрывающий августина как личность, – его "Confessiones" = "Признания" (в рус. пер. "Исповедь"). В первых главах августин описывает смятенное, отмеченное внутренним разладом время до своего обращения.

Последующие главы содержат знаменитое "учение о памяти", размышления о познании, сознании, времени, в которых можно видеть зачатки развитой в будущем философии сознания (экзистенциальной философии).
Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 10077
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Аврелий Августин – основоположник средневековой философии
23.03.2009 - Гносеология Августина Блаженного
23.03.2009 - Онтология Августина блаженного
23.03.2009 - Антропология Августина блаженного
23.03.2009 - Теодицея Августина блаженного

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы