Роджер Бэкон принадлежит к основанной робертом гроссетестом (ок. 1168–1253) в Оксфордском университете традиции математизирующего естествознания, в которой главную роль играет учение о свете. Свет есть порождающая себя самое субстанция и носитель действующих в природе сил. Поэтому их действия можно познавать на основе геометрических законов, которым подчиняется свет.
Бэкон стремится улучшить человеческую жизнь и укрепить христианство путем реформы Церкви и общества. Для этого необходимо методологически обеспеченное и основанное на опыте знание. В своем "Opus maius" ("Большом сочинении") он прежде всего показывает 4 главных источника заблуждений:
1) это слепая вера в лжеавторитет;
2) привычка закрепляющая все ложное;
3) предубеждения невежественного большинства;
4) лже-знание за которым кроется невежество.
Он обвиняет теологию и философию своего времени в том, что они работают с ненаучными методами и бьются над псевдопроблемами.
В качестве "лекарств" против этих болезней он предлагает главным образом 4 сферы знаний:
1) библейская экзегеза и интерпретация философских текстов должны опираться на знание языков оригинала (революционное для того времени требование);
2) базой всех наук является математика, врожденное человеку знание. Никакое ясное познание невозможно без свойственной ей очевидности;
3) в силу приписываемой свету роли главной наукой становится оптика (perspective). В ней находят применение математические и экспериментальные методы;
4) знание должно строиться на опыте. Все высказывания о природе должны подтверждаться или опровергаться опытом. Поэтому огромная роль отводится эксперименту. Правда, бэкону известен и внутренний опыт просветления, в котором познается все, что касается веры и Бога.
Конфликт между теологией и наукой, по бэкону, не может произойти при правильном применении разума, поскольку истины рационального знания и Откровения заключены в абсолютном знании Бога.