Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 918
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Аверроизм

Схоластика

АВЕРРОИЗМ —направление в западноевропейской средневековой философии, развивавшее аристотелизм в его интерпретации арабо-испанским перипатетиком 12 в. Ибн Рушдш (лат. Аверроэс). Сторонники аверроизма отстаивали философию (воплощенную в энциклопедической системе Аристотеля, которая с наибольшей точностью была передана арабским комментатором) как наивысшую мудрость, не заботясь о ее согласовании с христианским вероучением. С. этой целью они выдвинули, концепцию «двойственной истины», обосновывавшую независимость истин разума от истин Откровения, философии от религии (см. Двойственной истины теория). Но наиболее характерным для аверроизма стал т. н. монопсихизм —учение об общем для всех людей разуме, единственно вечном из всех частей.индивидуальйой души. С аверроизмом связывали также утверждение об извечности мира, ограничение оо-жественного знания (не охватывающего единичные предметы и явления^, представления о детерминированности человеческой, воли всеобщей космической .необходимостью и о возможности для человека достижения блаженству на земле. Помимо этого церковь приписывала аверро-истам и другие крамольные тезисы, многие из которых являлись тенденциозными,выводами из соответствующих аверроистских положений (отрицание первого человека — Адама; пренебрежительное огаошение к христианской морали и культу; отвержение Судного дня и загробной жизни и т. п.). Формированию образа аверроизма как злостной ереси особенно способствовала легенда об Аверроэсе как о воинствующем критике всех богооткровенных религий— ислама, христианства, иудаизма (в Частности, как об авторе знаменитого учения «о трех обманщиках»—Моисее, Иисусе и Мухаммаде), '
Аверроизм как философская школа сложился во Франции в 60—70-х гг. 13 в. благодаря деятельности магистров факультета искусств Парижского университета, главным образом Сигера Брабантского и Боэция Дакийского. В 1272— 75 там существовал даже отдельный философский факуль1-тет, образованный сторонниками аверроизма. Публичное его осуждение церковью (декрет от 1270 парижского епископа Тампье насчитывал 13 крамольных тезисов, а его декрет от 1277—уже 219) хотя и нанесло сильный удар по парижскому аверроизму, однако не помешало дальнейшему его распространению в Европе. В 14 в. среди приверженцев его были Жаниз Жандена (Париж), Вальтер Бёрли (Оксфорд), Мейстер ТеодОрих (Эрфурт). Центр аверроизма перемещается в Италию, сначала в Болонью, где его проповедниками становятся профессора факультета искусств Болонского университета Таддео Пармский и Анд-жело д'Ареццо, а затем в Падую -^средоточие интеллектуальной жизни всей северо-восточной Италии, где традиции аверроизма сохранялись вплоть до 17 в. (см. Паду-анская школа). Близок к аверроизму был П. Помпонацци, хотя он и критиковал некоторые положения психологической концепции Аверроэеа.
Под влиянием философского аверроизма складывался т. н. «политический аверроизм». Его представители (Марсилий Падуанский, Данте) трансформировали эпистемологический дуализм теории «двух истин» в институциональный, отстаивая разделение светской в духовной властей, государства и церкви; универсалистскую же тенденцию монопсихизма они развили в мондиализм—учение о «всемирной монархии».
Сторонники аверроизма подвергались преследованию церкви и инквизиции. Критику аверроизма разделяли не только теолога-августинианцы—Бонавентура, Эгидий Римский, Р. Луляий, но и представители «умеренного», лояльного церкви аристотелизма —Альберт Великий и Фома Ливийский (хотя последние и ассимилировали некоторые идеи Аверроэеа). Вместе с тем влияние таких аверроистских идей, как автономия философского дискурса и концепция единого разума, прослеживаются и в философии Нового времени, в частности в учении о едином человечестве, прогрессирующем в своем интеллектуальном и нравственном развитии (Гердер, Кант Гегель).

Лит.: Рент Э. Аверроэс и аверроизм.—Собр; соч., т. 8. Киев, 1902; СагаевА. В. Ибн Рущд. М., 1973; Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты 13 в. М., 1972; Multiple Averroes. P., 1978; Leaman 0. Averroes and his philosophy. Oxf., 1988.- .
И. В. Ефремова

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 4904
Распечатать

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Схоластический метод
23.03.2009 - Схоластика и ее задачи
23.03.2009 - Генезис и переодизация схоластики
23.03.2009 - Школы и схоластика
23.03.2009 - Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы