Философия Нового времени
Современная наука — ее образ, представленный Галилеем и укрепленный Ньютоном, — результат научной революции, в ходе которой, по мере того, как набирает силу новая форма знания — современная наука, старая форма знания — а именно магия — постепенно отделяется и порицается как псевдонаука и ложное знание. Связь между неоплатоновской философией, герметизмом, каббалистической традицией, магией, астрологией и алхимией, с одной стороны, и эмпирическими теориями и новой идеей знания, которая прокладывает себе дорогу в этой культурной среде, с другой — связь, узлы которой развязываются медленно и с трудом. Идеи неоплатонизма лежат в основе революции в области астрономии, а магико-герметическая мысль оказала существенное влияние на выдающихся представителей научной революции. Коперник был не только астрономом, но и занимался медициной, используя теорию влияния звезд. И невозможно отделить Коперника-медика и астролога от Коперника- астронома, действовавшего как истинный ученый. Отстаивая центральное положение Солнца во вселенной, Коперник прибегает к авторитету Гермеса Трисмегиста, который называет Солнце "видимым Богом". В свою очередь, Кеплер прекрасно знал "Corpus Hermeticum"; значительная часть его труда компилировала теорию эфемеридов. Женившись во второй раз, он не только прислушался к советам друзей, но и предварительно сверился со звездами. Его идея гармонии сфер пронизана неопифагорейским мистицизмом. В работе "Космографическая тайна" по поводу своего исследования "Числа, протяжения и периода сфер" он пишет: "Удивительная гармония — Солнца, неподвижных звезд и пространства, которые соответствуют Троице: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа — воодушевила меня на эту попытку". Учитель Кеплера, Тихо Браге, был убежден в том, что звезды оказывают влияние на ход вещей и на события человеческой жизни; как провозвестие мира и богатства он воспринимает появление новой звезды в 1572 г. Гороскопы Кеплера пользовались большой популярностью; Галилей также дол- жен был составлять гороскопы для двора Медичи. Уильям Гарвей — ученый, открывший кровообращение, — во "Вступлении " к своему большому труду " О движении сердца" с большим жаром опровергает идею существования духов, которые руководят деятельностью организма ("Обычно случается, что, когда глупые и невежественные люди не знают, как объяснить тот или иной факт, они тут же обращаются к духам, считая их причиной и творцами всего и выводя на сцену в заключение всех странных историй, как Deus ex machma урифмоплетов"). Но в тоже время, в подражание солярной концепции неоплатоновской и герметической традиции, пишет, что "сердце может... быть названо основой жизни и Солнцем микрокосма, подобно тому, как Солнце может быть названо сердцем мира". Герметизм и алхимия получили отражение и в размышлениях Ньютона.
|