Галилей Галилео
В полемике с иезуитом Горацио Грасси по поводу природы комет Галилеи в 1623 г. публикует работу "Пробирных дел мастер", к этой работе мы вернемся, когда будем обсуждать вопрос метода, поскольку в ней даны важнейшие философско-методологические идеи Все в том же 1623 г., а точнее 6 августа, избирается папой под именем Урбана VIII кардинал Матгео Барберини — друг и искренний почитатель Галилея, что он доказал во время суда 1616 г. Пережив это событие, Галилеи отвечает на опровержение системы Коперника, предложенное жителем Равенны Франческо Инголи — секретарем конгрегации "Пропаганда веры", — в "Диалоге о морских приливах и отливах ", где речь идет о физической природе и движении Земли Галилеи интерпретировал приливы как результат ежедневного вращательного движения Земли и ее годового вращения. Его интерпретация оказалась ошибочной, проблема приливов была разрешена позже Ньютоном с помощью теории гравитации. Как бы то ни было, Галилеи обсуждает эти вопросы в четвертой части своего "Диалога Галилео Галилея с Линчео, на конгрессах в течение четырех дней о двух главнейших системах мира — Птолемея и Коперника"^ 1632 г. Во введении Галилеи пишет, что рассматривает теорию Коперника как "чисто математическую гипотезу" и добавляет, что намерен показать своей работой протестантам и всем остальным, что учение Коперника в 1616 г. церковью было осуждено обоснованно, по мотивам милосердия, веры, признания Божественного всемогущества и осознания мизерности человеческого знания. Прием легко можно было распознать: "За желанием показать еретикам серьезность католической культуры видно чистое притворство: что на самом деле интересует автора, так это возобновить дискуссию и познакомить католиков с новыми доказательствами истинности учения Коперника" (Geymonat).
В "Диалоге" три собеседника: Симплиций, Сальвиати и Сагредо. Симплиций представляет философа аристотелевской школы, защитника традиционного знания, Сальвиати — последователь Коперника, осмотрительный, но полный решимости, терпеливый и упорный;Сагредо представляет публику, открытую новым идеям, но желающую знать аргументы той и другой стороны. Филиппе Салъвиати (1583—1614) был знатным флорентийцем, другом Галилея; Джованфранческо Сагредо (1571—1620) — знатный венецианец, также тесно связанный с Галилеем, а Симплиций, по-видимому, один из комментаторов Аристотеля. Диалог написан на итальянском языке, потому что "публика, которую Галилеи хочет убедить, — это придворные, новые интеллектуальные слои буржуазии и клира"
"Диалог" разворачивается в ходе четырехдневных встреч Первый день посвящен доказательству беспочвенности аристотелевского различия между миром небесным, который нерушим, и миром земным, изменчивым миром элементов. Различия нет: это подтверждается чувствами, усиленными с помощью подзорной трубы. А поскольку и для Аристотеля данные чувств лежат в основе рассуждения, то Сальвиати возражает Симплицию. "Ваши рассуждения будут ближе к аристотелевским, если Вы скажете, что небо изменчиво, ибо об этом мне говорит чувство, чем если Вы скажете, что небо неизменно, потому что так рассуждал Аристотель". Горы на Луне, лунные пятна и движение Земли свидетельствуют, что есть одна- единственная физика, а не две, одна из которых применима к небесному миру, а другая — к земному. Аристотель основывает на "совершенстве" круговых движений "совершенство" небесных тел, а потом на основе этого последнего утверждает истинность первого. В действительности круговое движение характерно не только для небесных тел, но и для Земли. "Диалог" второго дня касается критики доказательств общего характера против теории Коперника. Однако прежде чем перейти ко второму дню (а затем к третьему, посвященному анализу и разрешению трудностей, связанных с проблемой дневного и годового движения Земли), Галилеи приводит интересные суждения о языке, который сохраняет печать всех удивительных человеческих открытии: "Каким выдающимся умом должен был обладать тот, кто нашел способ сообщить свои мысли другому человеку, удаленному от него на значительное расстояние в пространстве и во времени! разговаривать с жителями Индии, с теми, кто еще не родился, а появятся через тысячу или десять тысяч лет! и с какой легкостью — чередованием двадцати знаков на бумаге".
|