Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 134
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Об изначальных побуждениях к философствованию

Условие подлинности философской проблемы, по существу, сводится к неразрешимости этой проблемы. Она неизбежно оказывается настолько многозначительного и основополагающего свойства, что возникает каждый раз заново.

Никакое мыслимое «решение» не в состоянии разделаться с ней окончательно.
Мудрый Мишель Монтень (1533-1592) говаривал: «В начале всяческой философии лежит удивление, ее продолжением становится исследование, а ее концом - незнание». В этом смысле все люди являются философами и теоретиками, ставя, к примеру, вопросы о смысле жизни, о конце своего жизненного пути, о роли человеке в мире. Часто такие вопросы встают с особым драматизмом. Многим людям безразлично, вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. Последнее не оказывает на нашу жизнь какого-либо влияния. Но когда человек спрашивает о смысле, царящем во всем, он становится философом.
Две противоположности в жизни человека - смерть (осознание собственной смертности) и любовь (потому что в любви нельзя «спрятаться», т.е. казаться лучше, чем ты есть, и потому что любовь - чувство, присущее только существам смертным) - определяют предрасположенность человека к философствованию. В человеческом существовании можно выделить три основных побуждения к философии:
• «изумление миру». Истина философии состоит здесь в обучении заново видеть мир. Дети и мудрецы способны выйти за пределы сложившихся стереотипов;
• «забота о смерти». Эта пограничная проблема задает вектор размышления о смысле жизни, о месте и роли человека во вселенной, о его обязанностях по отношению к прошлому и будущему;
• «страсть к самопознанию» Человек - существо не менее сложное, чем сама вселенная. Многие философские интуиции родились из рафинированного искусства интроспекции, т.е. из развитой способности к самонаблюдению.
Цицерон в частично дошедшем до нас диалоге «Гортензии» указывал, что против человеческих заблуждений, этих болезней души, есть лекарство. Его дает философия. Она освобождает ум от предрассудков, убеждает в изменчивости счастья и внушает любовь к добродетели. Но философия дает человеку счастье не только в жизни, но и в смерти. Последняя судьба человека неизвестна: жизнь или кончается со смертью тела, или продолжается после нее в бессмертных обителях. Кого философия убедила в первом, тот видит, что там, где нет чувства, нет и зла. Он без страха идет к могиле, как желанному отдыху после трудов и забот. Кто, наоборот, примыкает, по мнению Цицерона, к лучшим из мыслителей и признает бессмертие души, для того станет ясно, что небеса открыты, в особенности для тех, кто оставив заботы о теле, возносится туда на крыльях своей мысли.
В понимании философии как особого жизненного искусства проявился практицизм римской мудрости. Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. - 66 г. н.э.) в знаменитых «Нравственных письмах к Луцилию» высмеивал тех, кто рабски повторяет чужие мысли. Взрослому и сделавшему успехи стыдно срывать цветочки изречений, опираясь, как на посох, на немногие расхожие мысли, и жить заученным на память. Вывод Сенеки таков: «Изреки что-нибудь от себя». Здесь Сенека говорит о важнейшем человеческом качестве, которое в XX в. назвали «мужеством сознания». Человек становится существом сознающим только тогда, когда пытается продумать и понять что-либо самостоятельно, не опираясь ни на какие авторитеты или инструкции. Если продуманную вами мысль вы впоследствии находите у мыслители прошлого, она все равно ваша, т.к. стала частью вашей личности.

М.Ю.Опёнков
Разместил: Протофилософ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 2378
Распечатать

Дополнительно по данной категории

22.08.2010 - Развитие наук в древности
21.03.2009 - Пред-наука и любовь к мудрости
21.03.2009 - Возникновение философии
21.03.2009 - Генезис греческой философии
21.03.2009 - Греческий полис: Человек-в-сообществе

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Партнеры
Полезное
Нет содержания для этого блока!
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы