Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 852
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение о магии Кампанеллы

Обновление наук, необходимость которого провозгласил Кампанелла, означало не только расширение знаний о мире, но и новое понимание целей и задач научного знания.

Книжному и созерцательному характеру схоластики Кампанелла противопоставил глубокое понимание практической ценности научного знания; познание природы должно служить человеческой практике. <Всякое знание берет начало от практики и к практике возвращается, если под практикой понимать всякое действие>, - писал он в <Богословии> (33, стр. 56). Это осознание практической цели знания приобрело в философии Кампанеллы новой науки в недрах натурфилософии эпохи Возрождения форму учения о магии как искусстве практического применения знаний о мире. Не случайно столь часто цитируемая книга Кампанеллы о теории познания завершается обширным разделом о магии, и полное ее название звучит так: О способности вещей к ощущению и о магии. <Магами, - говорит Кампанелла, - назывались древние восточные, преимущественно персидские, мудрецы, которые постигали тайны бога и природы - этого божественного искусства, - а потом творили удивительные вещи> (24, стр. 221). В 14-й книге <Богословия> Кампанелла дал следующее определение магии: <Естественная магия есть практическое искусство, использующее активные и пассивные силы вещей для достижения удивительных и необычных результатов, причины и способы осуществления которых неведомы толпе> (38, стр. 164). Искусство это пользуется <удивительно действующими естественными причинами>. Связанное с <физикой> (т. е. учением о природе) и с астрологией, магическое искусство исходит из таинственных, часто не познанных или необъяснимых свойств природы, из <симпатии> и <антипатии> вещей. Магия основана на <всеобщем согласии> в мире (24, стр. 315). В этой магии, подчеркивает Кампанелла, нет ничего суеверного или сверхъестественного: <Маг взирает на лик небес не суеверно, но как физик, и производит удивительные действия, прилагая активные силы к пассивным> (38, стр. 168). Он использует таинственные свойства растений, камней, животных. <Магия продления жизни> сводится у Кампанеллы к сумме медицинских советов, где реальные наблюдения смешаны с фантастическими и произвольными догадками (24, стр. 243 - 252). Особенное внимание уделяет Кампанелла дополняющей <естественную магию> <магии искусственной> - под последней он понимает воздействие изобретений человеческого ума. Не всякое техническое изобретение и открытие может быть отнесено к искусственной магии, но лишь такое, механизм действия которого не известен окружающим. Так, <в Италии чудом было первое употребление артиллерии венецианцами>, теперь же оно вошло в привычку; американские индейцы приняли испанцев за богов, издающих гром из своих ружей, но это было <вначале, а не теперь> (38, стр. 178). Таким же <магическим> делом первоначально было изобретение компаса и книгопечатания (24, стр. 242). <Реальная искусственная магия производит реальные действия>, - говорит Кампанелла в 14-й книге <Богословия> и в качестве примеров приводит искусственного орла, <недавно сделанного в Нюрнберге>. К магическим действиям он относит и превращения камней и металлов, действия алхимиков. Но <всякую магию превосходит> телескоп, <который в тысячу раз увеличивает предметы и сокращает расстояния, благодаря чему Галилей увидел новые звезды, и планеты, и облака> (38, стр. 186). Сам Кампанелла немало занимался <искусственной магией>, составляя проекты захватывающих воображение изобретений. В мемориалах, направленных из неаполитанских тюрем правителям и государям, он обещал создать корабли, которые и без весел могли бы плыть в безветренную погоду; построить повозки с парусами, передвигающиеся с большими грузами одной силой ветра; сделать приспособление, с помощью которого всадники смогли бы управлять конем, не занимая обеих рук (192, стр. 478). Еще большего в мечтах калабрийского узника достигли граждане <Города Солнца>: <. . . они уже изобрели искусство летать - единственное, чего, кажется, недоставало миру, а в ближайшем будущем ожидают изобретения подзорных труб, при помощи которых будут видимы скрытые звезды, и труб слуховых, посредством которых слышна будет гармония неба> (5, стр. 120 - 121). Итак, <естественная> и <искусственная магия> Кампанеллы - это использование магом-философом таинственных и неизвестных <толпе> достижений науки, свойств природы и природных сил, технических новшеств и изобретений с целью психологического воздействия на души людей. Но этим не ограничиваются задачи магафилософа. Пока речь шла, собственно, о средствах. А целью его является преобразование человеческого общества, переустройство мира. Так появляется в книге <;О способности вещей к ощущению и о магии> специальная глава - <Общие правила возбуждения и изменения страстей>. <Великий маг, говорит Кампанелла, - должен быть законодателем, который вводит вещи приятные и полезные всем, а немногих противящихся убеждает, что они хороши. Если ты прибавишь знание физики и астрологии, которые действуют и движут известными вещами в известных местах и в известное время, то достигнешь совершенства> (24, стр. 279). Таким образом, <маг> - это философ, который не ограничивается созерцанием, но действует, основываясь на знании глубочайших взаимосвязей мира. Включая в себя весь свод наук, в том числе и астрологию, которая являлась для Кампанеллы наукой о взаимосвязи земных и небесных явлений, магия должна была, по мысли калабрийского реформатора, служить основой практической деятельности в целях всеобщего преобразования. Так через магию натурфилософия смыкается с политикой. В учении о маге-законодателе нашла своеобразное выражение практически-политическая направленность его философии. В то же время, поскольку магия означала практическое осуществление руководства обществом на основе научных знаний, в учении Кампанеллы о магическом предназначении философии нашла свое выражение мысль о необходимости перестройки общественных отношений.
Разместил: Философ Дата: 03.10.2013 Прочитано: 7737
Распечатать

Дополнительно по данной категории

02.10.2013 - Сенсуализм Кампанеллы
17.09.2013 - Утопия и политика Кампанеллы

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы