В 20-е годы была создана и работа "Ф. М. Достоевский (Он и его произведения)", завершившая своеобразную психоаналитическую трилогию (Пушкин - Гоголь - Достоевский). Она содержит главы о болезни Достоевского, его отце, матери, любовной жизни, характере, об особенностях творчества ("Двойственность". "Исповедь в творчестве". "Психоанализ у Достоевского"). В главе "Исповедь в творчестве" сказано: "Заглянув в себя самого, обнаружив в себе затаенные мысли и желания, в которых обычно не осмеливается сознаться себе человек, Достоевский, благодаря этому анализу, мучителен не только для себя, но и для других. Симпатии писателя к кротким, оскорбленным, униженным объясняются тем, что им дана большая возможность чувствовать и правильнее, быть может, разбираться (с точки зрения вины), чем заносчивым, себя превозносящим. Но ведь между этими двумя крайностями движется и развивается всякая психическая деятельность. И тот, у кого сильно чувство вины и кто благодаря этому хотел бы достигнуть совершенства, должен идти путем перевоспитания себя, налагая на себя, как это подметил писатель, "исправительное наказание" в виде мучительного анализа - исповеди.... Этой потребности в исповеди в высокой степени удовлетворяют произведения писателя, в которых он имеет возможность под личиной своих персонажей свободно и до конца честно говорить о себе".
В 1925 году И. Д. Ермаков был отрешен от руководства Государственном психоаналитическим институтом (институт был ликвидирован), от активной организаторской и врачебной деятельности. Он продолжал заниматься частной практикой, работал в Слухоречевом комбинате - лечил от заикания, был консультантом в клинике МГУ. Появилась возможность заняться литературным творчеством, однако радость этого творчества была омрачена тщетными попытками опубликовать свои произведения. В ЗО-е годы им были созданы две книги очерков (они остались в рукописи). Одну автор охарактеризовал как размышления об увиденном и воспринятом в том путешествии, которое называется жизнью, - здесь, в частности, есть очерки о Китае. Другая - "Этюды о литературе" (вариант заглавия - "Новеллы о творчестве") содержит работы о "Слове о полку Игореве", Грибоедове, Крылове, Пушкине, Мопассане и других писателях. Некоторые этюды и эссе вошли в издание Ермаков И .Д. Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский М.: 1999, о котором уже шла речь.
В 30 - е годы получило развитие еще одно направление деятельности И. Д. Ермакова - коллекционирование. Начиная с времен русско-японской войны он коллекционировал веера - он их использовал в своих лекциях об искусстве, будучи на рубеже 10 - х и 20 - х годов научным сотрудником Третьяковской галереи.
Для И. Д. Ермакова всегда был характерен интерес к культуре народов Востока. Интерес этот был воспринят от отца, известного тифлисского фотографа Д. И. Ермакова, одно время работавшего в Персии и получившего звание придворного фотографа шаха персидского, а также создавшего огромную коллекцию этнографических фотографий в Грузии, Армении, на Кавказе. Во второй половине 20-х годов И. Д. Ермаков нередко посещал Крым с научными целями и увлекся собиранием и исследованием домотканых вышитых полотенец крымских татар, которые он, может быть, без достаточных оснований называл чадрами. И. Д. Ермаков написал о них иллюстрированную его фотографиями и рисунками работу, оставшуюся, как и многие его труды, в рукописи. Записано им было и несколько песен крымских татар.
Сохранились рукописные сборники стихотворений И. Д. Ермакова. Лирические стихотворения разных лет, вплоть до конца 30 - х годов, написаны в духе эстетики Серебряного века. В начале Х1Х века придумал автор себе и псевдоним для стихов - Герман Коу, Вот одно из ранних стихотворений:
Жемчужине, так говорил пророк
Свой предназначен срок
И в этот день иль, может, в тот
Она умрет.
И станет, мертвая, тускла,
Как из стекла,
Не прижимай ее к груди
И не буди.
Таковы ипостаси И. Д. Ермакова - врача-психиатра и ученого психоаналитика; в короткий период первой половины 20 - х годов - блестящего организатора издания "Психологической и психоаналитической библиотеки", создателя и директора Государственного психоаналитического института с многочисленными научными ответвлениями; знатока и исследователя литературы и искусства; художника; эссеиста и поэта - потомственного русского интеллигента. |