Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1004
Комментарии: 0

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ЕРМАКОВ Иван Дмитриевич (псевдоним - Иверм) (1875-1942)



В 20-е годы была создана и работа "Ф. М. Достоевский (Он и его произведения)", завершившая своеобразную психоаналитическую трилогию (Пушкин - Гоголь - Достоевский). Она содержит главы о болезни Достоевского, его отце, матери, любовной жизни, характере, об особенностях творчества ("Двойственность". "Исповедь в творчестве". "Психоанализ у Достоевского"). В главе "Исповедь в творчестве" сказано: "Заглянув в себя самого, обнаружив в себе затаенные мысли и желания, в которых обычно не осмеливается сознаться себе человек, Достоевский, благодаря этому анализу, мучителен не только для себя, но и для других. Симпатии писателя к кротким, оскорбленным, униженным объясняются тем, что им дана большая возможность чувствовать и правильнее, быть может, разбираться (с точки зрения вины), чем заносчивым, себя превозносящим. Но ведь между этими двумя крайностями движется и развивается всякая психическая деятельность. И тот, у кого сильно чувство вины и кто благодаря этому хотел бы достигнуть совершенства, должен идти путем перевоспитания себя, налагая на себя, как это подметил писатель, "исправительное наказание" в виде мучительного анализа - исповеди.... Этой потребности в исповеди в высокой степени удовлетворяют произведения писателя, в которых он имеет возможность под личиной своих персонажей свободно и до конца честно говорить о себе".

В 1925 году И. Д. Ермаков был отрешен от руководства Государственном психоаналитическим институтом (институт был ликвидирован), от активной организаторской и врачебной деятельности. Он продолжал заниматься частной практикой, работал в Слухоречевом комбинате - лечил от заикания, был консультантом в клинике МГУ. Появилась возможность заняться литературным творчеством, однако радость этого творчества была омрачена тщетными попытками опубликовать свои произведения. В ЗО-е годы им были созданы две книги очерков (они остались в рукописи). Одну автор охарактеризовал как размышления об увиденном и воспринятом в том путешествии, которое называется жизнью, - здесь, в частности, есть очерки о Китае. Другая - "Этюды о литературе" (вариант заглавия - "Новеллы о творчестве") содержит работы о "Слове о полку Игореве", Грибоедове, Крылове, Пушкине, Мопассане и других писателях. Некоторые этюды и эссе вошли в издание Ермаков И .Д. Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь. Достоевский М.: 1999, о котором уже шла речь.

В 30 - е годы получило развитие еще одно направление деятельности И. Д. Ермакова - коллекционирование. Начиная с времен русско-японской войны он коллекционировал веера - он их использовал в своих лекциях об искусстве, будучи на рубеже 10 - х и 20 - х годов научным сотрудником Третьяковской галереи.

Для И. Д. Ермакова всегда был характерен интерес к культуре народов Востока. Интерес этот был воспринят от отца, известного тифлисского фотографа Д. И. Ермакова, одно время работавшего в Персии и получившего звание придворного фотографа шаха персидского, а также создавшего огромную коллекцию этнографических фотографий в Грузии, Армении, на Кавказе. Во второй половине 20-х годов И. Д. Ермаков нередко посещал Крым с научными целями и увлекся собиранием и исследованием домотканых вышитых полотенец крымских татар, которые он, может быть, без достаточных оснований называл чадрами. И. Д. Ермаков написал о них иллюстрированную его фотографиями и рисунками работу, оставшуюся, как и многие его труды, в рукописи. Записано им было и несколько песен крымских татар.

Сохранились рукописные сборники стихотворений И. Д. Ермакова. Лирические стихотворения разных лет, вплоть до конца 30 - х годов, написаны в духе эстетики Серебряного века. В начале Х1Х века придумал автор себе и псевдоним для стихов - Герман Коу, Вот одно из ранних стихотворений:

Жемчужине, так говорил пророк
Свой предназначен срок
И в этот день иль, может, в тот
Она умрет.

И станет, мертвая, тускла,
Как из стекла,
Не прижимай ее к груди
И не буди.

Таковы ипостаси И. Д. Ермакова - врача-психиатра и ученого психоаналитика; в короткий период первой половины 20 - х годов - блестящего организатора издания "Психологической и психоаналитической библиотеки", создателя и директора Государственного психоаналитического института с многочисленными научными ответвлениями; знатока и исследователя литературы и искусства; художника; эссеиста и поэта - потомственного русского интеллигента.
Разместил: Философ Дата: 02.08.2009 Прочитано: 10607
0
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3

Дополнительно по данной категории

02.08.2009 - EВТОКИЙ Аскалонский (1-я пол. 6 в.)
02.08.2009 - ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ (нач. 17 в., с. Славин близ Винницы или в Белоруссии — 19 ноября 1675, Москва)
02.08.2009 - ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (Ермолай Прегрешный) (16 в.)
02.08.2009 - ЕРОФЕЕВ Венедикт Васильевич (1938-1990)
02.08.2009 - ЕФРЕМ (АФРЕМ) СИРИН (ок. 306, Нисибин-9 июня 373, Эдесса)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы