Философ, культуролог, теоретик и практик светского (секулярного) гуманизма, один из представителей современного американского свободомыслия
Окончил Колумбийский университет (1949), почетный профессор Университета штата Нью-Йорк (Буффало, США). Куртц принадлежит к натуралистической и прагматической традиции, испытал влияние идей К. Маркса, Дж. Дьюи, ученик С. Хука.
В работах «Полнота жизни» (1974), «Изобильность: философия счастья» (1978), «Евпраксофи: жизнь вне религии» (1989) разработал концепцию «евпраксофи» (Eupraxsophy, где ей — добро; praxis — поведение; sophia — мудрость) — этическое и социально-философское учение, основанное на сочетании общечеловеческих нравственных норм и рационально осмысляемых дилемм экзистенциального выбора. Куртц — сторонник новой гуманистической реформации, призванной противостоять новому и старому иррационализму и медиократии (власти глобальных финансово-информационных конгломератов, владельцев масс-медиа) и господству усредненных стандартов поведения и вкуса, пошлости и посредственности. Центральный принцип этики человечности Куртца — «мужество стать», т. е. решимость преодолевать трудности, творить и гуманистически совершенствоваться. Вместе с заботой о себе и о других как главной личностно-социальной ценностью этот принцип составляет основу достойной жизни человека («Мужество стать. Добродетели гуманизма», 1977). Куртц — активный критик антирационализма в культуре, науке, этике и образовании, оппонент традиционных и новейших религий и паранормальных верований. Методология Куртца — селективный и методологический скептицизм, основу которого составляет признание социального плюрализма и многообразия стилей жизни, мышления и моральных кодексов, а также рациональный анализ; он инициатор практического использования достижений и экспериментальных возможностей естественных и поведенческих наук для расследования заявлений о сверхъестественных явлениях. Куртц — видный общественный деятель, президент Международной академии гуманизма, основатель Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах (CSICOP) и Центра исследований (Center for Inquiry), председатель Совета по секулярному гуманизму и др.
Соч.: Decision and the Condition of Man. Seattle, 1965; Humanist Manifesto H. Amherst-N. Y., 1973; The Fullness of Life. N. Y, 1974; Exuberance: A Philosophy of Happiness. Los Ang., 1978, A Secular Humanist Declaration. Amherst— N.Y, 1980; The Transcendental Temptation: A Critique of Religion and the Paranormal. Amherst— N. Y, 1986; Forbidden Fruit: The Ethics of Humanism. Amherst— N Y. 1988; Eupraxophy: LWing without Religion. Amherst— N.Y, 1989; Philosophical Essay in Pragmatic Naturalism. Amherst— N.Y, 1990; The New Skepticism: Inquiry and Reliable Knowledge. Amherst— N.Y, 1992; The Courage to Become The Virtues of Humanism. Weslport (Conn.)— L., 1997, Imbra ting the Power of Human. Oxf, 2000; Sceptizbm and Human. Oxf., 2000, Запретный плод. Этика гуманизма. М., 1993, Искушение потусторонним. М., 1999; Мужество стать М.,2000. Лиг.: Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Р«ш1 Kurtz. New Brunswick— N.Y, 1993; Современный гуманизм. М , 2000.
В.А.Кувакин
|