Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 803
Комментарии: 2
Спонсоры

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

МЮНЦЕР (Munzer) Томас (около 1490, Штольберг, Гарц — казнен 27 мая 1525)

Идеолог и руководитель народной Реформации в 1ермании, предводитель крестьян и городской бедноты в Крестьянской войне (1524—25).

Проявил себя сначала сторонником М. Лютера, затем в Цвиккауских проповедях (1520) занял особую позицию в антикатолицизме, порвав с лютеранством. Нравственным мотивом его богословской и политической деятельности было сочувствие «позору и бедствиям своего народа» и ненависть к его угнетателям — светским и духовным властителям, которых он считал развратителями мира, врагами божественного порядка. Под непосредственным руководством Мюнцера разыгрались самые серьезные события Крестьянской войны — восстания в Тюрингии. Потерпев поражение под Франкенхаузеном, Мюнцер попал в плен, подвергся жестоким пыткам и был казнен. Идейную основу для народного движения Мюнцер черпал из мистических учений средневековья, прежде всего Иоахима Флорского. Восприняв от гуситов религиозный пафос борьбы с мировым злом, он в «Пражском манифесте» (1523) изложил на трех языках свое толкование Реформации в духе революционной традиции таборитов. Религиозно-философские взгляды Мюнцера, окончательно сформировавшиеся в 1522—24, прямо ориентированы на социально-политическую, революционную деятельность. Они изложены в главных его произведениях 1524: «Hochverursachte Schutzrede und Antwort» («Вынужденная защитительная речь»), «Ausgedruckte Entblessung des falschen Glaubens» («Разоблачение ложной веры»), Protestation oder Entbietung» («Протест или призыв»), «Die Furstenpredigt» («Проповедь перед князьями»). Их главный пафос — преодоление средневеково-схоластического разума и обретение свободного, самостоятельного разума, способного к постижению высшей истины и действенному претворению ее в земной жизни. Ибо, как считал он, веками прирученный в католицизме к услужению теологии, филосовский разум и в протестанизме оставался сервильным, нетвердым в суждениях, путающимся и греховным. Лютер только этот разум от веры, но не преобразовал, как не реформировал и схоластическую философию. Лютеранские теологи продолжали пользоваться тем же схолостическим разумом, за связь с которым они клеймили католическое богословие. Мюнцер глубже укоренить и воспламенить религиозное чувствование в сердце христианина, возвысить веру до совершенной уверенности, до знания, до разумного понимания. Переход от протестантизма к «новому разуму» он видел на пути сосредоточения веры, очищения ее вплоть до полного подавления всей той прежней рассудочности и «разумности», которая продолжала раболепно оправдывать существующие порядки или примиряться с ними. Так говорил Мюнцер по недостатку натиска веры, из-за недостаточного неистовства и безумства ее лютеранство смирилось с безбожным «человеческим» порядком на хземле. Обозначился дуализм жизни духовной и светской. Он напротив требовал единого принципа для обеих сфер – для жизни земной и жизни небесной; в смысл жизни христианин должен определять только открывающейся ему волей божьей, т.е. высшей справедливостью, и не склоняться перед произволом и безбожием светских правителей. Законы Царства Божия следует обратить в государственные постановления, равенство людей перед Богом – в равенстве на земле. Преисполнен верой, подлинность которой испытывается как золото в огне, христианин приходит к твердому убеждению, что в нем – ревнителе дела Божия _ действует начало истинное и универсальное, и что представлявшееся в его поступках «безумие» с точки зрения прежнего робкого и неуверенного ума, от которого он теперь отрешился, есть, напротив, проявление подлинного божественного возвышенного разума. Он различает два разума. Один – разум «безбожников», собственно конечный человеческий рассудок, низменный, служащий «нашей разбойничьей природе», человеческому своекорыстию и эгоизму; другой – разум всеобщий, божественный, он не служит ничьему частному интересу, а направлен только к всеобщей цели. Истинное откровение, которое несет в себе вера, и есть этот высший разум. Рожденный «в истинной вере», обновленный разум уже не слуга, а дитя ее. Сокральный в своем происхождении, он не нуждается ни в каком авторитете. Тем самым Мюнцер исходит из представления о священстве человеческого разума, воодушевлявшего многих мыслителей Нового времени – философов 17 и просветителей 18 века. Мистика у Мюнцера заключает в себе деместифицирующий рациональный смысл, через максимализм веры она ведет к достоверному и прочному знанию.
Соч: Schriften und Briefe. Kritische Gesamtausgabe. Gutersloh, 1968.
Лит: Циммерман В. История крестьянской войны в Германии, 2 т. М. 1937; Энегльс Ф. Крестьянская война в Германии – Маркс К. Фридрих Э. Соч., изд.2, т.7, с.343-437. Смирин М.М. Народная реформация Т.Мюнцера и Великая Крестьянская война, изд.2 М., 1955; Штекли А.Э. Т.Мюнцер., М., 1961; Bloch E. T.Munzer als Theologe der Revolution. B., 1960/
В.В.Лазарев

Разместил: Философ Дата: 20.09.2009 Прочитано: 2940
0
Распечатать

Дополнительно по данной категории

12.09.2010 - ЛАПЛАС (Laplace) Пьер Симон (1749-1827)
20.09.2009 - ЛЬЮИС (Lewes) Джордж Генри (18 апреля 1817, Лондон — 28 ноября 1878, там же)
17.09.2009 - ЛЬЮИС (Lewis) Кларенс Ирвинг (12 апреля 1883, Стонем, Массачусетс — 3февраля 1964, Менло-Парк, Калиф
17.09.2009 - ЛЬЮИС Клайв Стейплс (1898-1963)
17.09.2009 - ЛЭЙНГ (Laing) Рональд (7 октября 1927, Глазго — 23 августа 1998, Сен-Тропез, Франция)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Интересное
философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы