Фламандский мистик, чье творчество тесно связано с немецкой мистической традицией 14 в.
Настоятель общины в Грунендале (с 1343), августинец (с 1350); «восхитительный доктор» (doctor extaticus). Повлиял на формирование идеологии «нового благочестия» (devotio moderna). Несмотря на обвинения в неортодоксальности (напр., Ж. Жерсоном), причислен Римско-католической церковью к лику блаженных в 1908.
Согласно Рюйсбруку («Царство любящих Бога», «Одеяния духовного брака»), божественная сущность, пребывая в вечном запредельном покое, является вместе с тем сохраняющей силой и целью всего сотворенного. Тварный мир истекает от Бога в процессе творения, имея в Нем вечные архетипы своих форм, в т. ч. и вечный архетип человека, реализуя который тварная душа посредством созерцания возвращается к Творцу. Единство (и отличие как твари от Творца) человеческой души и Бога Рюйсбрук определяет как взаимоотношение любящего и любимого. Благодаря своей чувственной стороне душа живет в теле и во внешнем мире; благодаря разумной — в себе, отрешаясь от внешнего мира; благодаря духовной — выше себя, в Боге. Последняя сторона души есть зеркало, содержащее в себе образ Божий, Бога-Сына, Который, присутствуя в каждом человеке всецело и глубоко лично, единит Собою всех людей.
В соответствии с тремя аспектами души мистическая жизнь имеет следующие направления: активное — практика благих дел, необходимая, но недостаточная для очищения души; внутреннее — отрешение от внешнего мира, сосредоточение в себе и подчинение Богу всей своей внутренней жизни; созерцательное — выход за пределы себя, умерщвление личностного начала и соединение с Богом в вечной любви, когда дух соединяется с Его сущностной основой, но не утрачивает при этом своей тварной природы. При этом «боговидцы», достигшие этой цели, не освобождаются от совершения благих дел: напротив, необходимость практической любви есть результат их внутренней благости.
Соч.: Ruusbroec Wferke (2. Aufl.), ed. B. Pdnkens et al 1.1—4. Cologne, 1950; Opera omnia, [s. 1. ], 1988; в рус. пер.: Одеяния духовного брака, [б. M.J, 1910.
Лит.: d'Asbeck M. La mystique de Ruysbroeck l'Admirable. P., 1928; Fraling B. Der Mensch von dem Geheimnis Gottes. Untersuchungen zur geisthchen Lehre des Jan van Ruysbroeck Wurzburg, 1967, Hermans F. Ruysbroeck Tadmirable et son ecole P, 1958
A. M. Шишков
|