Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 589
Комментарии: 0
Спонсоры

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ЧЭН ХАО [1032, Лоян (современная провиниия Хэиань) — 1085] — «учитель из Миндао»

ЧЭН ХАО (Чэн Бочунь, Чэн Миндао, Миндао сяньшэн) - китайский философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианского «учения о сердце» (ли сюэ).

Вместе с младшим братом Чэн И учился у Чжоу Дуньи. Служил чиновником для поручений при наследнике престо-ла, окружным инспектором, преподавал в Лояне. Основные сочинения — «Дин син шу» («Книга об установлении [инди-видуальной] природы»), «Ши жэнь пянь» («Главы о познании гуманности»). Позднее произведения Чэн Хао и Чэн И были сведены в сборники «И шу» («Унаследованные книги») и «Эр Чэн цюань шу» («Полное собрание книг братьев Чэн»). В отличие от Чэн И избегал акцента на первичности ли-принципа, упорядочивающего и структурирующего начала, по отношению к вселенской духовно-материальной субстанции ци-пневме. Отдельные аспекты учения Чэн Хао сближают его с «учением о сердце» (синь сюэ) Лу Цзююаня, конкурировавшим с ли сюэ. По Чэн Хао, «искреннее и почтительное» «сердце» не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (тянь), которое одновременно является универсальным «принципом» («Дин син шу»). Поэтому «исчерпание [собственного] сердца» является способом «исчерпания принципа» и «исчерпывающего [познания своей] природы», единосущной природе Вселенной. «[Я] сам есть лучшая мера [всего]» («И шу», цзюань 15), ибо при «обращении [к собственному] сердцу» устраняется двойственность восприятия мира, уже не членимого на «внутреннее» и «внешнее». Его единство и свою «единотелесность» с вещами постигает тот, кто проникнут «гуманностью» (жэнь), объединяющей «долт/справедли-вость» (и), нормы «благопристойности» (ли), «мудрость» (чжи) и «благонадежность/доверие» (синь). Категория жэнь приобрела у Чэн Хао онтологический характер как условие «слияния» с окружающим миром, достижения «общетелесности» (тун ти) с ним. «Познание гуманности» рассматривалось им как первостепенная задача «учения». Соч.: Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981. Лит.: Пань Фуэнь, Сюй Юйцин. Чэн Хао, Чэн И ли сюэ сысян яньцзю (Исследование идей «учения о принципе» Чэн Хао и Чэн И). Шанхай, 1988.
А. Г. Юркевич
Разместил: философ Дата: 11.12.2009 Прочитано: 2397
0
Распечатать

Дополнительно по данной категории

26.12.2010 - ЧХЕИДЗЕ Константин Александрович (1897 - 1974)
16.12.2009 - ЧЖУАН-ЦЗЫ (Чжуан Чжоу) (ок. 369 - ок. 286 до н. э.)
16.12.2009 - ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович [26 января 1897, посад Цехановец Гродненской губ. — 20 декабря 1964)
16.12.2009 - ЧИРНХАУЗ (Tchirnhaus) Эренфрид Вальтер фон (1651, Кизлингевальд близ Гёрлица — 1708, Дрезден)
11.12.2009 - ЧИЧЕРИН Борис Николаевич [26 мая (7 июня) 1828, Тамбов—3(16) февраля 1904, с. Караул Тамбовской губ)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы