Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1234
Комментарии: 0

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ШАО ЮН (Шао Яофу, Шао Каицзе, Байюанъ сянъшэн -«учитель из Байюаня»)

Китайский философ, один из основных создателей неоконфуцианства -"пяти учителей эпохи Сун» (наряду с Чжан Цзаем, Чжоу Дуньи, Чэн И и Чэн Хао).

Основные сочинения — «Хуан ши цзин ши» ("Упорядочение мира Высочайшим пределом»), «Юй цяо вэнь да» ("Вопросы и ответы рыбака и дровосека»). Создал целостное учение об идеальной ("прежденебесной» -сяньтянь) структуре Вселенной, единосущной человеческому сознанию и психике (синь — "сердцу») и выраженной в системе нумерологических соответствий. Считал "числа» (шу) и "образы» (сян . воплощенные в графических схемах — триграммах и гексаграммах (см. Гуа) «Чжоу и», абсолютно адекватными выражениями всех вещей и явлений; при этом числа первичны - они "рождают символы». Свое учение Шао Юн называл "учением об образах и числах» (сян шу нжи сюэ) по аналогии с одним из направлений ицзинистики (науки об "И цзине»», или «науки о переменах», см. "Чжоу и" эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), а также «учением о прежде-небесном». С помощью чертежей толковал последовательности триграмм и гексаграмм, традиционно приписываемые мифическому основателю китайской цивилизации Фуси, как "прежденебесный план» — выражение идеального порядка мировых трансформаций («превращений» — хуа), существовавшего до возникновения Неба и Земли. У Шао Юна этот порядок выступал воплощением «Великого предела (тай цзи), который прямо отождествлялся им с дао и рассматривался как некий график мирового процесса. Развивая тезис Мэн-цзы «Вся тьма вещей имеет полноту во мне» и вытекающие из него идеи самосовершенствования как условия «упорядочения» Поднебесной, Шао Юн идентифицировал человеческое «сердце» с «Великим пределом» и дао, а само «учение о прежденебесном» — с «законом сердца». Из «сердца», так же как из тождественного ему «прежденебесного плана», исходят «тьма превращений и тьма дел» поэтому следование «закону сердца» должно обеспечить идеальный миропорядок. Полагал, что регресс и гибель человеческого общества подчиняются универсальным циклическим закономерностям: два периода расцвета (эпохи правления «императоров» (хуан), затем «государей» (ди)) сменяются периодами упадка — правления «царей» (ванов), а затем периодом разрушения — правления «деспотов/гегемонов» (ба). Предложил концепцию космических циклов, структурно подобных году: цикл, равный 129 600 годам, состоит из 12 эпох, те— из 30 «оборотов» каждая, «оборот» включает 12 поколений по 30 лет. Начало цикла обозначается гексаграммой, выражающей равновесие сил инь ян, а заканчивает его гексаграмма, обозначающая максимум силы инь. В первою эпоху цикла рождается Небо, во вторую — Земля, в третью — человек, шестая — вершина общественной гармонии, пик которой пришелся на 3-е тысячелетие до н. э., после чего) нарастание силы инь ведет Вселенную к концу в завершение 12-й эпохи. Затем начнется новый цикл. Соч.: Ичуань цзи жан изи (Сборник произведений о вспахиваиии земли в Ичуане). Цзюаны 1—20, в изд.
Разместил: Философ Дата: 12.06.2010 Прочитано: 5127
0
Распечатать

Дополнительно по данной категории

26.12.2010 - ШПИР (СПИР, SPIR) Африкан Александрович (15.11.1837 - 13.3.1890)
24.12.2009 - ШТОШ (Stosch) Фридрих Вильгельм (25 декабря 1648, Берлин — 20 августа 1704, там же)
24.12.2009 - ШТРАУС (Straus) Давид Фридрих (27 января 1808 Людвигсбург — 8 февраля 1874, там же)
24.12.2009 - ШТРАУС (Straus) Эрвин (11 октября 1891, Франкфурт-на-Майне — 20 мая 1975, США)
20.12.2009 - ШТУМПФ (Stumpf) Карл (21 апреля 1848, Визентхайд, Бавария — 25 декабря 1936, Берлин)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы