Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1429
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Энесидем (1 в. до Р. Х.)

Греческий философ, глава Александрийской школы скептиков.

Третий этап развития античного скептицизма – это «скептицизм врачей», т. е. когда скептизицм стал любимым прибежищем философствующих врачей. Первым среди них был Энесидем из Гноссии, что на острове Крите, жившим в эпоху Цицерона в Александрии, которая вскоре стала соперничать с Афинами как центр философии и науки. Это слово нарицательное для скептиков. Один немецкий скептик назвался «Энесидем Шульц». Это люди, которые систематизировали скептические аргументы, сводили их в группы. Так появились 3 книги «Пирроновых положений», это сделал не сам Пиррон, а были сгруппированы аргументы Пиррона против сенсуалистов, рационалистов (математиков, как их тогда называли)
Доказывается невозможность верить органам внешних чувств, невозможность верить рац. системам, поскольку док-ва уходят в бесконечность, а сами системы друг друга оспаривают. – Раз органы чувств нас обманывают, а разум несостоятелен, – надо быть или скептиком, или мистиком.
Энесидем называл себя последователем Пиррона. Его книга «Пирроновы рассуждения» (около 43 до н. э.) содержит систематическое изложение доктрины скептиков. Считается также, что в ней Эне-сидем довольно полно изложил взгляды самого Пиррона, который не оставил никаких письменных свидетельств о своем учении.
Скепсис Пиррона Энесидем противопоставляет взглядам фи-лософов Академии, которые, по его мнению, основывают свои рассуждения на догмах, т. е. на произвольных утверждениях, без всяких оснований выдаваемых за истину. Задача филосо-
фа состоит в том, чтобы уметь воздерживаться от суждений, не утверждая чего-либо и ничего безоговорочно не отрицая. Смысл скепсиса Энесидем видит не в отрицании познания, а в обнаружении его относительности: «Что для одного познаваемо, то для другого нет". Нельзя говорить ни о достижении истины, ни о невозможности познать что-либо. Чтобы показать невозможность истинного знания, основанного на восприятии или наблюдении, Энесидем последовательно излагает десять аргументов («десять тропов»):
(1) разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно»;
(2) среди людей также не существует единства. Их чувства и их отношение к одним и тем же вешам настолько различны, что нет смысла доверять ни своему, ни чужому суждению;
(3) один человек имеет несколько разных органов чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому нужно отдать предпочтение;
(4) состояние человека постоянно меняется, и в зависимости от этого он выносит разные суждения;
(5) суждение или оценка ситуации также зависят от обычаев того народа, к которому человек принадлежит. Эти оценки могут быть прямо противоположны;
(6) ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Поэтому ни о чем нельзя сказать, что оно есть на самом деле;
(7) вещи представляются различными в зависимости от места, которое занимают;
(8) вещи различны в зависимости от их количества и качества;
(9) восприятие вещей зависит также от того, насколько часто они встречаются;
(10) суждения о вещи выражают не ее саму, а ее отношение к другим вещам и к воспринимающему.
Все десять тропов свидетельствуют о необходимости воздерживаться от суждений, поскольку составленные на основании чувств суждения имеют лишь относительную ценность и не могут быть ни однозначно истинными, ни однозначно ложными. Эиесидем во многом воспроизводит учение Гераклита, т. к. основой его аргументации является указание на текучесть вещей и невозможность никакого устойчивого схватывания (на зависимость Энесидема от Гераклита указывал, в частности, Секст Эмпирик).
Энесидем настаивает также на необходимости воздерживать ся от суждений по поводу каких-либо умопостигаемых сущ-ностей, якобы определяющих бытие воспринимаемых чув-ством вещей. Эти сущности, которые почитаются как начала и причины вещей, рассматриваются многими как начала знания. Благодаря им (а не чувству) знание делается истинным. Такой взгляд, согласно Энесидему, требует рассматривать всякую вещь как знак, указывающий на иное бытие. Однако утверждение о том, что существует некоторая устойчивая связь между чувственно явленным знаком и его умопостигаемым смыслом, обретающемся где-то в ином мире, совершенно произвольно. Для такого рода суждений нет никаких оснований, и от них также следует воздерживаться. Из учения о воздержании от суждений Энесидем делает важные этические выводы. В жизни следует воздерживаться от оценки чего-либо как благого или злого. Нет никаких оснований утверждать что-либо о добродетели, мудрости или счастье. Даже о самом себе человек не может сказать, хорошо ему или плохо, добродетелен он или зол, счастлив или несчастен. Но в таком случае незачем мучить себя бессмыслен-
ными устремлениями, а следует удовлетвориться любым положением дел и достичь полной невозмутимости (атараксии) во всех жизненных обстоятельствах.
Г. Б. Гутнер
Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 7166
Распечатать

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Античный скептицизм
22.03.2009 - Важные аспекты Античного скептицизма
22.03.2009 - Академия скептиков
22.03.2009 - Эклектический поворот Академии
22.03.2009 - Аркесилай (315-240 до Р. Х.)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы