Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1132
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Секст Эмпирик (sekstos impirikos) (2-я пол 2 в. н э)

Греческий философ, последователь Пиррона систематизатор идей античного скептицизма

title

Систематизатор и наиболее талантливый представитель античного скептицизма, Секст Эмпирик написал 2 работы – «Три книги Пирроновых положений» и «Против ученых». Античный скептицизм, как вся эллинистическая философия, ставила прежде всего этические вопросы, считая главным решение проблемы, как жить в этом мире, как добиться счастливой жизни. Обычно считают, что скептицизм – это прежде всего сомнение в познаваемости истины, и сводят скептицизм только лишь к теории познания. Однако в отношении пирронизма это совсем не так.

Секст Эмпирик делит все фил. школы на 2 класса: догматические и скептические. Догматиков он также делит на собственно догматиков и академиков. Догматики и академики считают, что вопрос об истине они уже решили: догматики, т. е. последователи Аристотеля, Эпикура, стоиков и др., утверждают, что они истину нашли, а академики утверждают (тоже догматически), что истину найти невозможно. Ищут же истину только скептики. Отсюда, как говорит Секст Эмпирик, существуют 3 гл. рода философии: догматическая, академическая и скептическая. Диоген Лаэртский пишет, что, кроме названия «скептики» – от слова «высматривать», их еще называли апоретиками (от слова «апория»), дзетиками (от слова «искать») и эфектиками (то есть сомневающимися).

Как указывал Секст Эмпирик, суть скептической философии сводится к следующему: «Скептическая способность есть та, которая всевозможным способом противопоставляет явление мыслимому, отсюда вследствие равносильности в противоположных вещах и речах приходим сначала к воздержанию от суждения, а потом к невозмутимости». Быть скептиком, по Сексту, естественно для человека, догматиком же – противоестественно. Вначале скептики стараются рассмотреть все явления и все мыслимое, выясняют, что эти явления и понятия могут быть воспринимаемы разным способом, в том числе и противоположным, доказывают, что таким образом все будут друг другу противоречить, так что одно суждение будет уравновешивать другое суждение. Вследствие равносильности суждений в противоположных вещах и речах скептик принимает решение о воздержании от суждения о чем угодно, а затем приходит к невозмутимости – атараксии, т. е. к тому, что искали стоики [выше было сказано, что стоики искали апатию – о.Ил!]. И каждый их этих этапов у скептиков был тщательнейшим образом разработан. Воздержание от суждений называют еще термином «эпохе».

Итак, первой задачей пирроника явл. противопоставление всего друг другу всевозможными способами. Поэтому скептик противопоставляет: явление – явлению, явление – мыслимому, мыслимое – мыслимому. Для этих целей Энесидем разработал 10 тропов, а Агриппа еще 5. Часто этими тропами ограничивают рассмотрение скептицизма, и этому есть серьезные причины. Здесь, действительно, заключены основы античного пирронизма. Но прежде чем рассмотреть тропы, попытаемся понять, действительно ли возможно жить, следуя философии античного скептицизма?

Спор об этой философии возник при жизни самих скептиков, их упрекали в том, что философия их нежизнеспособна, что у нее нет жизненного ориентира. Потому что для того, чтобы жить, надо что-то принимать за истину. Если будешь во всем сомневаться, то, как говорил Аристотель, человек, идущий в Мегару, никогда до нее не дойдет, потому что надо быть уверенным хотя бы в том, что Мегара есть. Упрекали скептицизм в такого рода грехах Паскаль, Арно, Николь, Юм и др. философы Нового времени. Однако Секст Эмпирик пишет нечто совершенно противоположное – что скептик принимает свою философию для того, чтобы не остаться бездеятельным, ведь именно догматическая философия приводит человека к бездеятельности, только скептицизм может служить ориентиром в жизни и деятельности. Скептик ориентируется прежде всего на явления, отказывается от познания «сущности вещей», ибо он в этом не уверен, он это как раз и ищет [а зачем же искать? – ограничился бы своими явлениями и всё! Явная непоследовательность. – о.Ил]. То, что для него несомненно, – это явление. Как говорил Пиррон: то, что мед кажется мне сладким, – в этом я уверен, но от суждения о том, что он сладок по природе, я воздерживаюсь. (Предвестники феноменологического метода, в частности, Гуссерля, который и использовал термин эпохе).

Догматик же, наоборот, утверждает некоторые положения о сущности вещей, а они могут быть и ошибочными, что показывает различие догматических школ. И что получится, если человек начнет действовать в соответствии с ошибочной философией? Это приведет к печальным последствиям. Если же опираться в своей философии только на явления, только на то, что мы несомненно знаем, то вся наша деятельность будет иметь прочную основу. – Деятельность (да и то, узко-прикладная) – да, будет скорее всего успешной, если подойти к ней с “феноменологическими” способностями. Однако смысл и цель самой этой деятельности (хотя бы) – яснее нисколько не станут. Человек не может укрыться от телеологии и метафизики, не может миновать этого. (о. Ил).

Это положение Секста Эмпирика имеет и другие корни. В I в. после Р.Х. в Греции существовали 3 мед. школы: методическая, догматическая и эмпирическая. Врач Секст принадлежал к школе эмпириков, отсюда и его имя «Эмпирик». К этой же школе принадлежал врач Гален. Эти врачи утверждали, что не надо заниматься поисками первоначал болезней, не нужно определять, чего больше в человеке: земли или огня, не нужно приводить в согласие все 4 элемента, а нужно смотреть симптомы и избавлять больного от этих симптомов. При лечении больных этот метод давал хорошие результатов, однако врачи-эмпирики желали лечить не только тело, но и душу. Гл. болезнями души явл. догматизм и академизм, ибо они мешают человеку достичь счастья, и от догматизма надо лечить. Человека надо лечить от того, в чем он заблуждается, а заблуждается он в том, что можно познать суть вещей. Надо показать ему, что истина, напротив, ищется путем доверия явлению. В главе «Почему скептик выдвигает слабые аргументы?» Секст Эмпирик пишет об этом. Сам Секст Эмпирик это знает и говорит, что скептики сознательно это делают – мол, одного можно убедить слабым аргументом, для другого надо строить основательную фил. систему. Главное – цель, достижение счастья. Однако ради справедливости надо сказать, что слабых аргументов у скептиков мало.

Рассмотрим скептические аргументы (тропы), кот. выдвигает Секст Эмпирик. Тропов Энесидема 10, они охватывают чувственную сторону познания, а тропы Агриппы (их 5) – рассудочную.

1-ый троп основывается на разнообразии живых существ. Философы утверждают, что критерием истины явл. человек, т. е. он мера всех вещей (Протагор) и он один может познать истину. Но почему, собственно, человек? Ведь человек познает окружающий мир благодаря органам чувств. Разнообразие животного мира показывает, что у животных также имеются органы чувств и они отличаются от человеческих. Почему мы считаем, что чел. органы чувств дают более истинную картину мира, чем чувства животных? Как могут одинаково слышать те, у кого слуховой орган узок, и те, у кого он широк, те, у кого уши волосатые, и те, у кого они гладкие? Считать себя критерием истины мы не имеем права. Следует воздерживаться от суждений, поскольку не знаем, чьим органам чувств можно доверять.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 12344
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Античный скептицизм
22.03.2009 - Важные аспекты Античного скептицизма
22.03.2009 - Академия скептиков
22.03.2009 - Эклектический поворот Академии
22.03.2009 - Аркесилай (315-240 до Р. Х.)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы