Родился, вероятно, в Афинах в языческой семье. Получил широкое образование, затем путешествовал по Греции, Южной Италии, Малой Азии, переходя от одного учителя философии к другому.
Обращен в христианство своим последним учителем Панте-ном, который был первым известным нам главой христианской катехитической школы в Александрии и которого Климент Александрийский сменил на этом посту после его смерти. В 202 или 203 он был вынужден покинуть Александрию из-за преследования христиан императором Септимием Севером и нашел убежище в Палестине у своего бывшего ученика иерусалимского епископа Александра.
Гностицизму, стремившемуся к преодолению простой веры высшим знанием, противостоит попытка Климента Александрийского построить истинный христианский гносис, связав формы античной философии с содержаниями новой христианской веры. Тем самым он занимает определенную позицию в спорном вопросе о том, полезна ли философия для веры, бесполезна или даже вредна. Для климента философия одобрена Богом, а разумное пользование ею целительно. Даже греческие философы, по его мнению, хотя и были лишены Откровения, все же находились под воздействием естественного божественного просветления – напр., когда приходили к интуиции первопричины мира.
Впервые попытался разработать собственно христианскую философию, соединить философию с христианством. Но с ним начался и процесс философизации христианства. – Климент вслед за Филоном Александрийским повторил, что философия есть служанка богословия. Он впервые ставит проблему соотношения философии и религии, веры и разума. Философию и религию считает не противоречащими друг другу, а дополняющими друг друга. Христианство, по его мнению, объединило в себе древнегр. философию и Ветхий Завет. Господь Своим Промыслом ведет все человечество к спасению через Иисуса Христа. Но все народы Он ведет по-разному. Народ Израиля посредством того, что даровал ему Закон через Моисея а народы Европы – даровав им философию. Поэтому Сократ для греков у Климента – то же, что Моисей для иудеев.
Недостаток древнегреческой философии состоял в том, что она с некоторым недоверием и презрением относилась к религии. Климент развивает мысль, что греки все свои основные положения взяли у иудеев. А недостаток еврейской религии – в том, что она гнушалась философии. Христианство превосходит все эти формы знания тем, что впервые объединяет и религию, данную через ветхозаветных пророков, и философию, через которую древние греки также познали Бога, которого, как сказал ап. Павел, они, сами того не зная, чтили.
Климент не согласен с теми, кто считает, что вера делает знание излишним, но отрицает и позицию гностиков, утверждавших, что есть некое особое знание, которое возвышается и делает веру ненужной. У Климента философия – как бесценное сокровище, обретению которого мы должны посвящать все свои силы, как пишет он в своих "Строматах". Элемент философствования Климент видит и в Евангелии – во фразе: «Ищите и обрящете» (Мф. 7, 7). Искать – это искать мысленно, а это возможно только путем философствования. Девиз философии “искать истину” Господь Сам дал в Евангелии с надеждой, что мы эту истину в конце концов найдем. Разум не дан нам случайно, поскольку он имеет своим объектом мысль, а целью – познание истины; разум дан нам не случайно, и мы должны искать философствуя и размышляя.
|