3. Возвращение в Тагасту
По завершению образования в 373 г. он возвращается в Тагасту, где преподает грамматику и риторику. В следующем году Августин переезжает в Карфаген и там продолжает преподавание и научную деятельность. Примерно в это же время Августин предпринимает свой первый литературный философской опыт – пишет трактат "О прекрасном и соответственном" («De pulchro et apto»), ныне утерянный.
Очарование манихейством постепенно проходит, Августин начинает сознавать его несостоятельность. «Этот материальный мир и его чувственные формы, от которых я и в мыслях своих не мог отрешиться, так угнетал мой дух, что, задыхаясь под ним, я уже не мог дышать чистым воздухом животворящей истины».
В своих духовных поисках Августин не преминул обратиться и к Библии. Однако поначалу его путь познания не был успешным.
4. Открытие нематериального бытия
Между тем Августин в 383 г. отправляется в Рим, преподавать риторику, а затем (384) в Милан (Медиолан), где вскоре становится официальным ритором. Здесь же в Милане Аврелий знакомится с великим богословом и святителем Амвросием, слушает его проповеди.
С этого времени в жизни его происходит коренной перелом. Августина поражают проповеди Амвросия Медиоланского и он начинает понимать, какая пропасть лежит между манихейством и христианством. Однако Августин не мог принять парадоксальное учение Церкви о Боговоплощении.
Следующими интеллектуальными увлечениями Августина становится скептицизм Новой Академии, а затем – неоплатонизм. И лишь познакомившись с Аристотелем, Платоном, философами-неоплатониками, он осознал ту глубину нематериального бытия, в которой и открывалась Божественная тайна.
Настоящим же откровением для него стало чтение посланий апостола Павла: Августин почувствовал, как благодать Божья влекла его и как упорно он ей сопротивлялся. Постепенно Бог, которого так давно жаждала душа его, вернулся в его сознание. Под его влиянием свт. Амвросия он возвращается к христианству.
5. Обращение
Но прежние привычки не легко отпускали его. Сознание блж. Августина двоится: он и молится о спасении, и тайно надеется, что не будет услышан.
Лишь после тяжелой внутренней борьбы Августин в 386 г. решился. Готовясь к принятию крещения, он удаляется от светских дел. В 387 году он был крещен свт. Амвросием.
Вскоре после крещения Августина умирает его мать блаженная Моника, дождавшаяся обращения ко Христу своего сына. После этого осенью 388 г. новопросвещенный Августин возвращается в родную Тагасту, жертвует все свое имение местной церкви и начинает вести строгую аскетическую жизнь (= принял монашество).
Слава Августина как ученого богослова и подвижника распространяется по всей Африки, и в 391 г. община г. Гиппона, где он был со случайным визитом, настояла на его рукоположении в пресвитерский сан. В Гиппоне новый пресвитер занимается учительством и проповедью, помогая престарелому епископу Валерию.
|