|
Аврелий Августин – основоположник средневековой философии |
---|
6. Деятельность Августина
Августин проявил себя на различных поприщах. В 396 году он занял епископскую кафедру города Гиппона, оставаясь на ней до самой смерти. Августин основал первый в латинской Африке монастырь и активно проповедовал христианство. Церковное служение он сочетал с огромной литературной работой.
Наследие Августина состоит более чем из 100 названий. Это полемические труды, направленные против ересей, буквально раздиравших Церковь, прежде всего против манихейства, донатизма и пелагианства, а также упорно сопротивлявшегося римского язычества; труды по экзегетике Священного Писания, догматическим вопросам, историософии, христианской этике. Сохранились около 400 его проповедей и множество писем, автобиографические произведения. Практически не было такой сферы христианской жизни, на которую идеи Августина не оказали бы глубокого влияния.
*7. Подробности
1. Основание монастыря
Будучи пресвитером, Августин основывает первый в Нумидии монастырь. Занимается также толкованием Св. Писания и полемикой с манихеями.
В 395 г. епископ Валерий делает Августина своим викарием.
2. Епископство
В следующем году после смерти Валерия Августин возводится на Гиппонскую кафедру и остается на ней в течение 35 лет, до самой смерти.
Время епископства становится для свт. Августина временем написания огромного количества работ догматического, экзегетического, апологетического и пастырского характера, он произнес множество проповедей.
В 397-400 гг. по просьбе свт. Павлина Милостивого святитель пишет свою замечательную автобиографическую повесть "Исповедь".
Самым значительным догматическим трудом Августина становится написанный в 400-415 гг. трактат "О Троице", оказавший большее влияние на развитие последующего западного богословия.
Пережив взятие Рима Аларихом в 410 г., Святитель Гиппонский с 413 по 426 пишет монументальный труд в 22 книгах "О граде Божием", посвященный проблемам истории и отношению Царства Божьего и земного государства.
Богословскую и церковную деятельность свт. Августина можно разделить на несколько этапов по основным направления его полемики.
3. Полемика с манизейством
Начальный этап – довольно успешная полемика с манихейством. Августином было проведено немало диспутов с манихеями и написано немало богословских работ на эту тему. Следующим этапом была долгая и настойчивая борьба с распространявшимся тогда в Африке донатистским расколом. Гиппонский епископ развивает широкую полемику с раскольниками, в 411 г. его стараниями созывает собор в Карфагене, вынесший осуждение донатистам. В борьбе с расколом свт. Августин получает поддержку государственных властей, что приводит к окончательной победе Церкви над раскольниками.
4. Борьба с учением Пелагия
Новым этапом деятельности Святителя становится борьба с учением британского монаха Пелагия. В 412 г. Карфагенский собор осуждает последователя Пелагия Целестия, а новый Карфагенский собор в 416 г. повторно осуждает Целестия, также самого Пелагия. Однако отношение Рима к Пелагию было неоднозначным, и даже после Большого Карфагенского Собора 418 г. пелагианство находило многих последователей. В полемики с ним Августин формулирует учение о значении благодати в деле спасения, известное как учение о предопределении. Именно в этом пункте мнение Августина содержит наибольшее число спорных положений и несогласно с учением Восточной Церкви. Учение Августина корректировалось впоследствии, например, прп. Иоанном Кассианом, учившем о синергии благодати Божией и свободной воли человека в деле спасения. Итогом всей полемической деятельности Августина становится сочинение "О ересях" (428-429 г.), где он дает краткую характеристику 88 ересям, начиная от Симона Волхва и кончая пелагианством. Предпринимая ревизию всей своей литературной деятельности, свт. Августин пишет в 426-427 г. "Пересмотры" в 2-х частях, где каталогизирует и критически оценивает 93 своих произведения.
5. Кончина
В 426 г. свт. Августин, ослабленный болезнями и старостью, избирает себе преемником пресвитера Иераклия, которому и передает часть своих обязанностей. В 430 г. Гиппон осадили вторгшиеся в Северную Африку из Испании вандалы. Во время осады свт. Августин заболел и на десятый день болезни мирно скончался 28 августа.
8. Вклад блж. Августина в учение о Церкви
Но все же наиболее оригинальным и ценным многие исследователи полагают вклад Августина в учение о Церкви. После взятия Рима Аларихом[1] учение это нашло полное завершение в книге "О Граде Божием". Слово Августина прозвучало тогда голосом надежды в общем хаосе, отчаянии и смятении. Он решительно отверг и высмеял жалобы язычников на то, что христианство погубило Рим, указывая что общественные бедствия потрясали мир еще задолго до Христа. Падение Рима должно, по Августину, лишний раз показать: "град земной" и все, что с ним связано, преходяще. Только Град Божий существует вечно.
С философской т. зр. труды Аврелия Августина – одно из самых ярких явлений европейской духовной истории. На исходе античности Августин, восприняв наследие античной философии, заложил основы христианской философии, став тем самым предтечей духовности средневековья. | Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 43135 | | |
|
|
Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице<< 1 2 3 4 5 |
|
Дополнительно по данной категории |
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|