1. Облик Бэкона
2. Познание как восхождение от следствия к причине
3. Борьба за научность
4. «Истинное знание надо черпать в природе»
Облик
Роджер Бэкон – современник Бонавентуры и Фомы Аквинского. Получил прозвище «удивительный доктор». Учился в Англии, в Оксфордском университете, преподавал в свое время в Парижском университете. Во время преподавания в Парижском ун-те он получил степень бакалавра-сентентуария, т. е. он имел право преподавать сентенции Петра Ломбардского.
Потом он заинтересовался аристотелевской философией, больше всего его привлекала «Физика» Аристотеля, и в это время он пишет комментарий к «Физике».
В 42 года становится монахом францисканского ордена, продолжает заниматься точными и естественными науками. И когда генералом францисканского ордена стал Бонавентура, то по его приказу Роджера Бэкона отправили из Парижского университета в монастырь с достаточно строгим уставом, как говорят, из-за его увлечения алхимией и астрологией.
В папских кругах к Роджеру Бэкону относились достаточно хорошо, и папа Климент IV попросил Роджера Бэкона издать свои сочинения. Бэкон пишет «Большое сочинение», за что папа Климент IV отпускает его из этого монастыря.
Потом он пишет еще ряд работ, «Меньшее сочинение», «Третье сочинение», «Компендий философии» и последнее произведение «Компендий теологии» Бэкон пишет опять в монастыре, ибо после смерти папы Климента IV Роджера Бэкона опять туда отправили.
Основная направленность мышления состояла в естественно-научных интересах, и Роджер Бэкон укоряет Фому Аквинского за его умозрительное толкование Аристотеля, считая, что Аристотеля нужно понимать прежде всего в духе его «Физики», его занятий наукой.